- 1. Перфекционизм и прокрастинация
- 2. «Не стой над душой»: эффект социальной фасилитации
- 3. Ошибки восприятия информации
- 3.1. Эффект первичности
- 3.2. Эффект «бумеранга» или «не думай о белом медведе»
- 3.3. Парадокс «прививки»
- 3.4. Эффект «хорошего настроения»
- 4. Как работает память и почему она работает не всегда
- 4.1. Эффект Зейгарник
- 4.2. Феномен «края»
- 4.3. Феномен Пруста
Феномены и парадоксы психики
Иногда психика работает парадоксальным образом. С началом развития научной психологии было выявлено множество различных феноменов и закономерностей в функционировании психики. Причем это не что-то редкое – большинство людей сталкиваются с ними каждый день.
Перфекционизм и прокрастинация
Прокрастинация
Перфекционизм – это черта характера, которая присуща людям, убежденным, что идеал в работе или жизни может быть достигнут. Такие люди чрезвычайно строго оценивают себя, свою работу, поведение окружающих. Они неосознанно находят недостатки и испытывают сильную тревогу, когда не могут достигнуть идеала.
Долгое время перфекционизм считался положительным качеством личности. Было предположение, что такие люди всегда будут хорошо и в полном объеме выполнять свою работу.
Но в реальности перфекционизм иногда мешает добиваться успеха, поскольку:
- идеала не существует, а вера в него – это когнитивное искажение;
- перфекционист не может получать удовольствие от процесса, поскольку думает только о результате и об оценке – из-за этого у него падает уровень дофамина, поднимается уровень кортизола и, как следствие, резко снижается мотивация;
- перфекционизм порождает черно-белое мышление – такие люди неосознанно обесценивают свой труд, если не достигли идеала;
- перфекционизм провоцирует прокрастинацию – это неспособность начать что-то делать (из-за того же страха неудачи и оценки).
Таким образом, из-за склонности к перфекционизму, у человека падает продуктивность, он срывает сроки выполнения, перечеркивает уже сделанное, постоянно начинает заново, а чаще – просто бросает начатое.
«Не стой над душой»: эффект социальной фасилитации
Присутствие других
Этот феномен открыл Н. Триплетт. Экспериментально установлено, что, когда человек выполняет какую-то задачу, присутствие рядом других людей может как повысить эффективность работы, так и снизить ее.
Это зависит от нескольких факторов:
- феномен социального возбуждения – когда рядом находятся другие люди, у человека происходит нервное возбуждение (это врожденная реакция);
- боязнь социальной оценки – она уменьшает эффективность, потому что человек беспокоится о критике;
- снижение концентрации внимания – человек не может полностью абстрагироваться от присутствия других, переводит фокус внимания на них и отвлекается от поставленной задачи.
Установлено, что в присутствии других, людям сложнее решать математические задачи, запоминать бессмысленные ряды информации. А вот если другие люди выступают как конкуренты (например, в велогонке), эффективность действия и мотивация повышаются.
Во многом эффект социальной фасилитации или ингибиции зависит от особенностей нервной системы человека и его личностных качеств. Если у него много социальной тревожности, страхов оценки, то продуктивность выполнения заданий будет резко падать, когда у него «стоят над душой».
Ошибки восприятия информации
Информационное поле
Современного человека окружает огромное количество информации. Она является одним из важных ресурсов, но, в то же время может вызывать стресс и хроническую усталость. При этом одним из значимых навыков для жизни стала способность находить нужную информацию и критически ее оценивать.
В то же время есть много феноменов психики, которые мешают человеку отличать правдивую информацию от ложной.
Эффект первичности
Люди неосознанно больше доверяют той информации, которую услышали первой. Так, при выступлении оппонентов, тот, кто был первым, вызывает больше симпатии, а его слова кажутся правдивее.
Иногда эффект первичности доходит до абсурда. В одном эксперименте ведущий давал характеристику человеку, изображенному на фотографии. Потом он отказался от своего первоначального мнения, сказал, что «ошибся», и дал полностью противоположную характеристику.
Участникам нужно было рассказать, что они думают о человеке на фото. Оказалось, что они составляли психологический портрет, руководствуясь именно той информацией, которая была первой, даже при том, что ведущий четко сказал, что она ошибочная.
Эффект «бумеранга» или «не думай о белом медведе»
Как перестать думать о белом медведе
Это ситуация, при которой полученная информация, даже если она правильная и важная, вызывает противоположный эффект – люди начинают поступать наоборот. Самый простой эксперимент, который это доказал, провел Вегнер. Когда участникам сказали не думать о белом медведе, они поступили ровно противоположным образом.
Эффект «бумеранга» был доказан и в более сложных обстоятельствах. Из-за него многие движения по пропаганде здорового образа жизни, защиты окружающей среды, помощи женщинам, подвергающимся домашнему насилию, приводят к внутреннему сопротивлению, нежеланию воспринимать эту информацию.
Эффект «бумеранга» возникает, когда источник информации не дает достаточно доказательной базы, а взывает к эмоциям людей, их нравственным и моральным принципам.
Парадокс «прививки»
То, насколько человек доверяет информации, зависит от того, знал ли он ее до этого или нет. Это называется эффект «прививки» – если человек уже слышал эту информацию когда-то, у него возникает иррациональная убежденность в ее правдивости.
Таким образом, когда политик говорит о том, что люди уже знают, они начинают доверять его словам. При этом ощущение правдивости не логично. Даже если человек когда-то слышал информацию, это еще не значит, что она верна, ведь он не проверял ее в тот момент.
Эффект «хорошего настроения»
Находясь в хорошем настроении, люди быстрее воспринимают информацию и более открыты ей. Но если человек находится в стрессе, устал, загружен делами и нерешенными вопросами, ему сложнее принять даже полезную и важную информацию.
Поэтому, когда близкий находится в тупике, столкнулся с проблемой, советы других людей он воспринимает «в штыки», чувствует раздражение, сопротивление, злится.
Как работает память и почему она работает не всегда
Феномены памяти
Память – это способность запечатлевать, структурировать, хранить и извлекать когда-то полученную информацию. Память может быть:
- кратковременной, долговременной и оперативной;
- произвольной и непроизвольной;
- двигательной, эмоциональной, словесно-логической, образной.
Современные исследования не установили, каким может быть максимальный объем памяти, но совершенно точно доказано, что его можно увеличивать, то есть память можно и нужно тренировать.
При этом существует множество феноменов, которые не позволяют запоминать информацию или же заставляют людей запоминать ее неправильно.
Эффект Зейгарник
Незавершенная задача
Даже не осознавая этого люди гораздо лучше запоминают незаконченные действия, чем завершенные. Это было установлено экспериментально: испытуемые решали задачи, а когда время вышло, они с трудом могли вспомнить те задания, которые уже решили, но хорошо помнили те, которые решить не смогли или не успели закончить решение.
Так происходит, потому что мозг всегда стремится к завершенности, законченности и системности.
Как эффект Зейгарник влияет на жизнь? Из-за него людям трудно отпустить прошлое. В популярной психологии распространено выражение «незакрытый гештальт». Если человек не решил какую-то проблему в прошлом, или остался неудовлетворен тем, как завершилась ситуация, психика автоматически зафиксирует эту незавершенность в памяти.
Причем не важно, осознает это человек или нет. Он будет жить с постоянным внутренним напряжением, тревогой, будет находить похожие ситуации в жизни.
Поэтому, согласно гештальтпсихологии, например, женщина, у которой был властный и подавляющий отец, будет выбирать таких же мужей, потому что конфликт с отцом не завершен и продолжает «проигрываться» в новых отношениях.
Феномен «края»
Г. Эббингауз
Его первооткрывателем считается Г. Эббингауз. Проводя эксперименты на выявление закономерностей работы памяти, он обнаружил и доказал, что люди лучше запоминают ту информацию, которая:
- находится в начале информационного ряда;
- находится в конце информационного ряда.
То есть в лекции, речи, докладе у слушателей лучше всегда зафиксируются в памяти те сведения, которые были представлены в начале и конце. Из этого появилась традиция в заключении подводить итоги сказанного, чтобы повторить еще раз самую важную информацию.
Феномен Пруста
Это уникальная способность запахов вызывать у человека живые, яркие и самые эмоциональные воспоминания. Причем у каждого «набор» этих ассоциаций будет свой. Он зависит именно от первой связи события и определенного запаха.
Способность хорошо запоминать запахи и ассоциировать их источники, эволюционно обусловлена необходимостью выживания: нужно запоминать, какие фрукты и ягоды съедобны, а какие нет, как пахнут «свои» соплеменники и пр.
Доказано, что благодаря запаху, человек может не только вспомнить давно «утраченное» воспоминание, но и пережить момент прошлого и те эмоции и ощущения, которые с ним тогда происходили.
Это далеко не все феномены в работе психики. Их знание помогает более осознанно заниматься какой-либо деятельностью, отслеживать внутренние противоречия, сознательно улучшать способность к запоминанию и мотивации.