11:32
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Психология личности

Эмоциональный интеллект

Содержание

Когда речь идет о том, какой у человека ум, логика, способности решать мыслительные задачи – это все вопросы, касающиеся формально-логического интеллекта, который развивают активно в школе. Но на самом деле у любого человека есть еще и второй вид интеллекта – эмоциональный. Что это такое? Зачем он нужен и как понять, насколько он развит?

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоции

Это понятие ввели П. Саловей и Д. Майер, которые в 1990 году опубликовали статью «Emotional Intelligence».

Эмоциональный интеллект (EI) – это система оценки ситуаций и принятия решений, о которой человек может даже не догадываться, она работает независимо от сознания и дает четкие, а главное правильные ответы на простые, но очень важные вопросы:

  • нравится – не нравится;
  • мое – не мое;
  • хочу – не хочу;
  • нужно – не нужно;
  • интересно – не интересно;
  • опасно – безопасно.

Особенно ярко проявляется работа эмоционального интеллекта именно в ситуации какой-либо угрозы. EI считается более древней системой, корковые отделы головного мозга даже не всегда регистрируют сигналы его работы.

Благодаря эмоциональному интеллекту человек может приблизительно оценить ситуацию, в которой находится, не задействуя для этого формально-логическое мышление.

Для понимания важности эмоционального интеллекта необходимо знать, что эмоции делятся не только на положительные и отрицательные, но и на:

  • исходящие – те, которые испытывает сам человек, независимо от того, демонстрирует он их или нет;
  • входящие – эмоции других людей, которые человек считывает, независимо от того, демонстрируют они их или пытаются скрыть.

Эмоции у ребенка

Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать свои эмоции и эмоции других людей, а также адекватно на них реагировать.

Первые признаки EI можно наблюдать уже у младенцев. У них не развито формально-логическое мышление, речь, то есть они не способны проговаривать свои чувства и желания. Но они уже способны к взаимодействию.

Они плачут, смеются, испытывают страх и демонстрируют эти эмоции. В то же время, дети способны считывать эмоции матери, на уровне EI понимать: она встревожена или спокойна, радуется или грустит.

Зеркальные нейроны или почему мы чувствуем боль других

Человек, который хотя бы раз в жизни пробовал кислый лимон, будет непроизвольно морщиться, если увидит, как кто-то рядом ест лимон. Или если только представит эту картину. Люди реагируют, когда видят, что кто-то разбил до крови коленки. Или стыдятся, когда в сериале герой оказывается в неловкой ситуации.

Почему так происходит? Все дело в зеркальных нейронах. Это структуры мозга, которые активизируются, когда человек выполняет какое-то действие или когда просто наблюдает за тем, как это делает другой.

И это ключевой фактор в вопросе того, почему люди способны понимать переживания окружающих, особенно, своих близких.

Впервые о зеркальных нейронах заговорили около 30 лет назад (Джакомо Риццолатти и его коллеги). Они обнаружили, что в мозге человека есть эти особые «ансамбли» нейронов. Более того, со временем было обнаружено, что зеркальные нейроны есть не только у людей, но и у приматов, слонов, дельфинов, возможно врановых и у домашних животных.

Зеркальные нейроны у животных

В чем ценность открытия зеркальных нейронов? Оказалось, что именно благодаря им человек может испытывать эмпатию – то есть понимать, что чувствует другой человек. Более того, зеркальные нейроны влияют на способность поставить себя на место другого, понять, что он переживает, думает и как он может реагировать исходя из своей позиции и своих эмоций.

Например, может предугадать, что будет говорить собеседник. Или то, как он отреагирует на какое-либо событие.

Зеркальные нейроны играют ключевую роль в успешном общении, передаче и понимании своих эмоций, они даже влияют на способность ребенка осваивать речь.

Они также играют важную роль в вопросах нравственности, морали, альтруизма и взаимопомощи. Эти понятия приписываются культуре, религии, воспитанию. Но основа проще, чем кажется. Когда человек способен (благодаря зеркальным нейронам) почувствовать боль и страдание другого, будто сам их испытывает, у него возникает:

  • либо желание отвернуться и не чувствовать эту боль;
  • либо помочь другому человеку, снизить уровень его страданий.

Зачем человеку эмоциональный интеллект

Способность проявлять эмоции

EI помогает оценивать обстановку, принимать решения, выбирать цели. Особенно активно эмоциональный интеллект задействован в общении, потому что он помогает по невербальным признакам оценить настроение человека, его желания, характер, даже его отношение к собеседнику.

Существует теория, что при выборе партнера большинство людей руководствуются не формально-логическим интеллектом, а EI, который играет значительную роль в том, каким образом эти отношения будут выстроены.

Выделяют 5 основных функций эмоционального интеллекта.

Способность понимать и интерпретировать эмоции других людей.

Благодаря этому люди могут эффективно общаться друг с другом и строить отношения. Например, муж вернулся домой и уже по тому, как он закрыл дверь, как отбросил ботинки, какой у него тембр голоса жена может понять, что он сейчас испытывает, просчитать, как прошел его день и выстроить свою модель общения исходя из этого.

Способность адекватно выражать свои эмоции.

Человек с хорошо развитым EI понимает какую эмоцию он испытывает и может ее показать так, чтобы близкие люди поняли. Например, если человек устал, он это показывает, а не начинает придираться к близким, раздражаться на них.

Способность не выражать свои эмоции.

Эмоциональный интеллект – это не всегда открытость в выражении чувств. Это еще и навык контролировать свои эмоции, когда это необходимо. Потому что, например, для сдерживания агрессии нужно сначала отследить ее в себе, осознать.

Способность сознательно блокировать входящие эмоции.

То есть не воспринимать эмоции других людей по собственному желанию, не реагировать на агрессивные выпады оппонента, не раздражаться, например, когда человек находится в токсичном окружении, или когда у него нет ресурсов, чтобы переживать за кого-то другого.

Способность настраиваться на эмоциональное состояние людей ближнего круга.

У человека есть несколько «зон» взаимодействия. Есть люди ближнего круга, это семья, друзья, наставники или подопечные. Есть так называемый «средний круг» – коллеги, знакомые, соседи, а есть люди дальнего круга – незнакомцы, попутчики, случайные прохожие. Например, люди, которые едут в одном вагоне метро.

При плохо развитом эмоциональном интеллекте человек может переносить свое отношение к среднему или дальнему кругу на ближний. Например, длительная поездка в общественном транспорте в час пик может вызвать целую гамму негативных эмоций. И вернувшись домой, человек «срывается» на ребенка или супруга, потому что сильно заряженные эмоции требуют выхода.

При хорошо развитом EI у личности есть возможность отследить, пусть даже неосознанно, эту взаимосвязь и не переносить свои эмоции на людей или ситуации, которые не являются их причинами.

Почему EI развит не у всех

Когда не развит эмоциональный интеллект

В науке тема эмоционального интеллекта достаточно «молодая», поэтому сейчас проводится большое количество исследований, цель которых понять не только как работает EI, но и почему у кого-то он развит, а у кого-то нет.

На сегодняшний день можно совершенно точно сделать несколько выводов:

  • у девочек EI развит лучше, чем у мальчиков – предположительно причина в том, что у девочек поощряется проявление эмоций, тогда как мальчикам предписывают установки: «Не плач», «Держи себя в руках», «Будь сдержанным»;
  • у людей, страдающих аутизмом, обнаружена дисфункция зеркальных нейронов – предположительно это ключевым образом влияет на способность таких людей понимать и интерпретировать эмоции, поведение других;
  • плохо развитый EI может быть последствием социально-культурного влияния – ребенок растет в среде, где у него поощряется подавление эмоций, но никто его не учит их выражать и управлять ими;
  • высокая чувствительность и ранимость может приводить к тому, что человек утрачивает способность воспринимать эмоции, причем как свои, так и чужие – это защитный механизм психики, которая снижает уровень психологической боли;
  • люди, с хорошо развитым EI меньше проявляют вербальной и физической агрессии – такие выводы были сделаны на основе интерпретации 18 независимых исследований (результаты метаанализа были опубликованы в научном журнале «Aggression and Violent Behavior», 2014 г.).

Можно ли развить эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта

Если у человека нет каких-либо нейрофизиологических патологий, то в любом возрасте можно повысить уровень эмоционального интеллекта. Для этого важно понять, насколько он развит в принципе.

Самый простой способ для этого – проанализировать 5 основных функций эмоционального интеллекта и оценить по 10-балльной шкале как сильно они выражены.

Сейчас активно разрабатываются различные курсы для детей и подростков, которые помогают развить EI. Однако это возможно и в повседневной жизни. Например, хорошо помогает практика опознавания своих эмоций и фиксирование их в словесной форме. То есть у человека стоит задача научиться называть словами то, что он сейчас чувствует.

Метод вербализации имеет широкое применение, поскольку в этом случае поддержкой для развития EI является словесно-логическое мышление, которое хорошо развито у людей, склонных к рациональности.

Также этот метод позволяет понять, какие эмоции человек испытывает чаще всего. У людей всегда есть индивидуальный базовый набор «излюбленных», то есть привычных реакций на внешние ситуации. Хорошей основой становится осознание, что палитра эмоций более обширна, чем кажется. И что на ту или иную проблему можно реагировать по-разному.

Развитый эмоциональный интеллект – это необходимое условие для эффективного общения с другими людьми, для умения управлять собой, своими реакциями и для возможности просчитывать как текущую ситуацию, так и ее развитие в будущем.

Видеоурок

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168203858
Умерли за год
52311316
Родились за год
128695096