- 1. Что такое эмоциональный интеллект
- 2. Зачем человеку эмоциональный интеллект
- 2.1. Способность понимать и интерпретировать эмоции других людей.
- 2.2. Способность адекватно выражать свои эмоции.
- 2.3. Способность не выражать свои эмоции.
- 2.4. Способность сознательно блокировать входящие эмоции.
- 2.5. Способность настраиваться на эмоциональное состояние людей ближнего круга.
- 3. Почему EI развит не у всех
- 4. Можно ли развить эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект
Когда речь идет о том, какой у человека ум, логика, способности решать мыслительные задачи – это все вопросы, касающиеся формально-логического интеллекта, который развивают активно в школе. Но на самом деле у любого человека есть еще и второй вид интеллекта – эмоциональный. Что это такое? Зачем он нужен и как понять, насколько он развит?
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоции
Это понятие ввели П. Саловей и Д. Майер, которые в 1990 году опубликовали статью «Emotional Intelligence».
Эмоциональный интеллект (EI) – это система оценки ситуаций и принятия решений, о которой человек может даже не догадываться, она работает независимо от сознания и дает четкие, а главное правильные ответы на простые, но очень важные вопросы:
- нравится – не нравится;
- мое – не мое;
- хочу – не хочу;
- нужно – не нужно;
- интересно – не интересно;
- опасно – безопасно.
Особенно ярко проявляется работа эмоционального интеллекта именно в ситуации какой-либо угрозы. EI считается более древней системой, корковые отделы головного мозга даже не всегда регистрируют сигналы его работы.
Благодаря эмоциональному интеллекту человек может приблизительно оценить ситуацию, в которой находится, не задействуя для этого формально-логическое мышление.
Для понимания важности эмоционального интеллекта необходимо знать, что эмоции делятся не только на положительные и отрицательные, но и на:
- исходящие – те, которые испытывает сам человек, независимо от того, демонстрирует он их или нет;
- входящие – эмоции других людей, которые человек считывает, независимо от того, демонстрируют они их или пытаются скрыть.
Эмоции у ребенка
Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать свои эмоции и эмоции других людей, а также адекватно на них реагировать.
Первые признаки EI можно наблюдать уже у младенцев. У них не развито формально-логическое мышление, речь, то есть они не способны проговаривать свои чувства и желания. Но они уже способны к взаимодействию.
Они плачут, смеются, испытывают страх и демонстрируют эти эмоции. В то же время, дети способны считывать эмоции матери, на уровне EI понимать: она встревожена или спокойна, радуется или грустит.
Зеркальные нейроны или почему мы чувствуем боль других
Человек, который хотя бы раз в жизни пробовал кислый лимон, будет непроизвольно морщиться, если увидит, как кто-то рядом ест лимон. Или если только представит эту картину. Люди реагируют, когда видят, что кто-то разбил до крови коленки. Или стыдятся, когда в сериале герой оказывается в неловкой ситуации.
Почему так происходит? Все дело в зеркальных нейронах. Это структуры мозга, которые активизируются, когда человек выполняет какое-то действие или когда просто наблюдает за тем, как это делает другой.
И это ключевой фактор в вопросе того, почему люди способны понимать переживания окружающих, особенно, своих близких.
Впервые о зеркальных нейронах заговорили около 30 лет назад (Джакомо Риццолатти и его коллеги). Они обнаружили, что в мозге человека есть эти особые «ансамбли» нейронов. Более того, со временем было обнаружено, что зеркальные нейроны есть не только у людей, но и у приматов, слонов, дельфинов, возможно врановых и у домашних животных.
Зеркальные нейроны у животных
В чем ценность открытия зеркальных нейронов? Оказалось, что именно благодаря им человек может испытывать эмпатию – то есть понимать, что чувствует другой человек. Более того, зеркальные нейроны влияют на способность поставить себя на место другого, понять, что он переживает, думает и как он может реагировать исходя из своей позиции и своих эмоций.
Например, может предугадать, что будет говорить собеседник. Или то, как он отреагирует на какое-либо событие.
Зеркальные нейроны играют ключевую роль в успешном общении, передаче и понимании своих эмоций, они даже влияют на способность ребенка осваивать речь.
Они также играют важную роль в вопросах нравственности, морали, альтруизма и взаимопомощи. Эти понятия приписываются культуре, религии, воспитанию. Но основа проще, чем кажется. Когда человек способен (благодаря зеркальным нейронам) почувствовать боль и страдание другого, будто сам их испытывает, у него возникает:
- либо желание отвернуться и не чувствовать эту боль;
- либо помочь другому человеку, снизить уровень его страданий.
Зачем человеку эмоциональный интеллект
Способность проявлять эмоции
EI помогает оценивать обстановку, принимать решения, выбирать цели. Особенно активно эмоциональный интеллект задействован в общении, потому что он помогает по невербальным признакам оценить настроение человека, его желания, характер, даже его отношение к собеседнику.
Существует теория, что при выборе партнера большинство людей руководствуются не формально-логическим интеллектом, а EI, который играет значительную роль в том, каким образом эти отношения будут выстроены.
Выделяют 5 основных функций эмоционального интеллекта.
Способность понимать и интерпретировать эмоции других людей.
Благодаря этому люди могут эффективно общаться друг с другом и строить отношения. Например, муж вернулся домой и уже по тому, как он закрыл дверь, как отбросил ботинки, какой у него тембр голоса жена может понять, что он сейчас испытывает, просчитать, как прошел его день и выстроить свою модель общения исходя из этого.
Способность адекватно выражать свои эмоции.
Человек с хорошо развитым EI понимает какую эмоцию он испытывает и может ее показать так, чтобы близкие люди поняли. Например, если человек устал, он это показывает, а не начинает придираться к близким, раздражаться на них.
Способность не выражать свои эмоции.
Эмоциональный интеллект – это не всегда открытость в выражении чувств. Это еще и навык контролировать свои эмоции, когда это необходимо. Потому что, например, для сдерживания агрессии нужно сначала отследить ее в себе, осознать.
Способность сознательно блокировать входящие эмоции.
То есть не воспринимать эмоции других людей по собственному желанию, не реагировать на агрессивные выпады оппонента, не раздражаться, например, когда человек находится в токсичном окружении, или когда у него нет ресурсов, чтобы переживать за кого-то другого.
Способность настраиваться на эмоциональное состояние людей ближнего круга.
У человека есть несколько «зон» взаимодействия. Есть люди ближнего круга, это семья, друзья, наставники или подопечные. Есть так называемый «средний круг» – коллеги, знакомые, соседи, а есть люди дальнего круга – незнакомцы, попутчики, случайные прохожие. Например, люди, которые едут в одном вагоне метро.
При плохо развитом эмоциональном интеллекте человек может переносить свое отношение к среднему или дальнему кругу на ближний. Например, длительная поездка в общественном транспорте в час пик может вызвать целую гамму негативных эмоций. И вернувшись домой, человек «срывается» на ребенка или супруга, потому что сильно заряженные эмоции требуют выхода.
При хорошо развитом EI у личности есть возможность отследить, пусть даже неосознанно, эту взаимосвязь и не переносить свои эмоции на людей или ситуации, которые не являются их причинами.
Почему EI развит не у всех
Когда не развит эмоциональный интеллект
В науке тема эмоционального интеллекта достаточно «молодая», поэтому сейчас проводится большое количество исследований, цель которых понять не только как работает EI, но и почему у кого-то он развит, а у кого-то нет.
На сегодняшний день можно совершенно точно сделать несколько выводов:
- у девочек EI развит лучше, чем у мальчиков – предположительно причина в том, что у девочек поощряется проявление эмоций, тогда как мальчикам предписывают установки: «Не плач», «Держи себя в руках», «Будь сдержанным»;
- у людей, страдающих аутизмом, обнаружена дисфункция зеркальных нейронов – предположительно это ключевым образом влияет на способность таких людей понимать и интерпретировать эмоции, поведение других;
- плохо развитый EI может быть последствием социально-культурного влияния – ребенок растет в среде, где у него поощряется подавление эмоций, но никто его не учит их выражать и управлять ими;
- высокая чувствительность и ранимость может приводить к тому, что человек утрачивает способность воспринимать эмоции, причем как свои, так и чужие – это защитный механизм психики, которая снижает уровень психологической боли;
- люди, с хорошо развитым EI меньше проявляют вербальной и физической агрессии – такие выводы были сделаны на основе интерпретации 18 независимых исследований (результаты метаанализа были опубликованы в научном журнале «Aggression and Violent Behavior», 2014 г.).
Можно ли развить эмоциональный интеллект
Развитие эмоционального интеллекта
Если у человека нет каких-либо нейрофизиологических патологий, то в любом возрасте можно повысить уровень эмоционального интеллекта. Для этого важно понять, насколько он развит в принципе.
Самый простой способ для этого – проанализировать 5 основных функций эмоционального интеллекта и оценить по 10-балльной шкале как сильно они выражены.
Сейчас активно разрабатываются различные курсы для детей и подростков, которые помогают развить EI. Однако это возможно и в повседневной жизни. Например, хорошо помогает практика опознавания своих эмоций и фиксирование их в словесной форме. То есть у человека стоит задача научиться называть словами то, что он сейчас чувствует.
Метод вербализации имеет широкое применение, поскольку в этом случае поддержкой для развития EI является словесно-логическое мышление, которое хорошо развито у людей, склонных к рациональности.
Также этот метод позволяет понять, какие эмоции человек испытывает чаще всего. У людей всегда есть индивидуальный базовый набор «излюбленных», то есть привычных реакций на внешние ситуации. Хорошей основой становится осознание, что палитра эмоций более обширна, чем кажется. И что на ту или иную проблему можно реагировать по-разному.
Развитый эмоциональный интеллект – это необходимое условие для эффективного общения с другими людьми, для умения управлять собой, своими реакциями и для возможности просчитывать как текущую ситуацию, так и ее развитие в будущем.