11:53
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Психология личности

Психология потребностей: от желаний до целей

Содержание

Любая деятельность человека, его желания, стремления, поступки и решения так или иначе продиктованы тем, какие у него на данный момент потребности. Что это такое? Как человек «выбирает» свои потребности? Универсальны ли они? Почему иногда желания остаются нереализованными? А достигнутые цели не приносят удовольствия?

Что такое потребности

Потребности – это объективная необходимость человека в каком-либо благе, нужда. Говоря простыми словами, это внутренние побудители к деятельности, потому что, когда внутри человека возникает та или иная потребность, он пытается найти способ ее удовлетворения во внешнем мире.

Одним из самых известных психологов, который занимался изучением теории потребностей, был Абрахам Маслоу. Однако, помимо него, схожие теории разрабатывали Х. Хекхаузен, Дж. Келли, Дж. Роттер, Д. МакКлелланд и др.

А. Маслоу

Потребности – это не какой-то жесткий универсальный набор стремлений. У каждого человека будет свой «набор» потребностей, которые зависят от его системы ценностей, желаний и нужд.

Актуальные потребности – это те нужды, которые не удовлетворены на данный момент. Достигнув желаемого, необходимость в них пропадает, зато появляются другие стремления.

Виды потребностей

Перечислить все виды потребностей невозможно. Более того, в разных теоретических подходах представлена разная классификация нужд человека. Самая общая из них делит потребности на 3 большие группы:

  • Биологические и материальные потребности.

Это базовые нужды человека, например в еде, воде, безопасности, тепле, а следовательно, и одежде, доме, зарплате, которая позволит покупать пищу, лекарства. Биологические потребности есть и у животных. Материальные же в случае людей – это способ обеспечить свои базовые нужды.

  • Социальные потребности.

Это нужды, которые можно удовлетворить только при взаимодействии с другими людьми: потребность в общении, принятии, поддержке, помощи другим, принадлежности к какой-то группе (Я – как часть семьи, Я – как часть творческой среды, Я как часть профессионального сообщества и пр.).

У людей существует потребность в привязанности (любовь, дружба, взаимовыручка, доверие), а также потребности в уважении, признании своих заслуг и компетенций, потребности во власти, в высоком социальном статусе, в престиже.

  • Духовные потребности.

Они выражаются в стремлении людей получать эстетические чувства, впечатления, взаимодействовать с искусством, получать новые знания, самосовершенствоваться, преодолевать трудности и свои негативные качества, потребности в самоактуализации, в новых впечатлениях, в занятии творческой деятельностью, в создании чего-то нового.

Пирамида потребностей (А. Маслоу)

А. Маслоу выделял потребность в самоактуализации, как высшее стремление человека. Она выражается в желании развиваться и заниматься деятельностью, которая полностью раскрывает личностный и профессиональный потенциал человека, делает его востребованным, важным для общества. Люди, у которых удовлетворена эта потребность, часто ощущают состояние потока, чувствуют, что в их жизни и в том, что они делают, есть смысл и ценность.

Как потребности влияют на желания и деятельность

Потребности играют ключевую роль в понимании поведения людей, потому что именно на основании потребностей формируются желания чего-то достигать.

Простой пример. Когда человек покупает новую машину, у него нет потребности в машине. У него есть желание или нужда иметь машину. А вот какая за этим стоит потребность, которую он пытается таким способом удовлетворить – зависит от личности.

Например, раньше он ездил на мотоцикле, но сейчас у него появились дети и для него машина – это способ удовлетворить потребность в безопасности своей семьи. Или он покупает машину более высокого класса, удовлетворяя потребность в комфорте или престиже, высоком статусе, признании со стороны окружающих его успеха.

Связь потребностей и деятельности

Когда у человека не удовлетворена какая-то потребность, он испытывает сильное внутреннее напряжение, неясное желание чего-то. Но как только он осознает эту потребность и «опредмечивает» ее (то есть понимает, что именно удовлетворит потребность), у него формируется мотив. И на основании мотива он строит свою деятельность, то есть ставит конкретную цель и начинает стремиться к ее достижению.

Выбор пути достижения цели зависит от особенностей личности, ее жизненного опыта и морально-нравственных норм, а также от того, насколько он способен осознавать свои реальные мотивы.

Например, человек, который хочет удовлетворить потребность в признании со стороны окружающих, может начать реально чего-то достигать или просто «купить» себе более высокую должность.

Если у человека есть потребность во внимании, он выберет модель демонстративного поведения (нарциссическая модель), станет рок-звездой или актером.

Как только потребность реализована, она утрачивает актуальность и человек начинает реализовывать другую.

Что такое фрустрация

Фрустрация

Не всегда цели, которые поставил человек, достигаются. Люди порой терпят поражение и их потребность остается неудовлетворенной. В такие моменты они сталкиваются с чувством фрустрации.

Фрустрация – это негативная эмоциональная реакция (гнев, обида, грусть, опустошение, раздражение, разочарование), которая наступает в момент, когда человек сталкивается с непреодолимыми препятствиями, которые стоят между ним и его желаниями.

Это моменты, когда мы осознаем, что потерпели поражение и наша потребность осталась нереализованной.

Например, человек был уверен, что получит повышение, но вместо него на желанную должность взяли его коллегу. И тогда есть два выхода:

  • либо все бросить и смириться;
  • либо найти новые пути для реализации потребности.

Как справиться с фрустрацией

Важно понять именно потребность, а не цель. В представленном примере цель была очевидна – конкретная должность. Если человек концентрирует внимание именно на цели, то выходов у него не много и все они сводятся к тому, чтобы каким-то образом «отобрать» должность у коллеги.

Но если человек задумается о потребности, которая скрыта за этой должностью, то он сможет поставить новую цель. Потребность может быть связана с самоактуализацией, с признанием, с лидерством, с властью.

Можно выбрать другую должность, другую фирму, можно внести предложение, чтобы работодатель создал дополнительную рабочую группу, давал более серьезные проекты и пр.

Реакции на фрустрацию

Фрустрация – это не что-то плохое, это просто реакция на трудности. Жизнь – это череда побед и поражений. Но успеха добиваются люди, которые умеют проигрывать и двигаться дальше.

Если уйти от философии и высокопарных фраз, а обратиться к научной психологии, то «победители» – это люди, у которых сформирован навык преодоления фрустрации. Они от нее не бегут, а принимают и начинают действовать исходя из новых обстоятельств.

И это действительно навык, потому что он вырабатывается в процессе жизни. Хуже всего справляются с фрустрацией люди, которых воспитывали гиперопекающие родители, которые берегли их от разочарований, всегда удовлетворяли их желания и капризы. У таких людей просто нет базового жизненного умения – принимать поражение не как катастрофу, а как опыт.

Чем цель отличается от желания

Одна и таже потребность может быть достигнута разными путями. Например, девушка хочет жить обеспечено. Для этого она может поставить себе цель – иметь высокооплачиваемую работу. Правильная цель всегда адекватна и разделена на конкретные задачи:

  • получить хорошее образование;
  • получить практический опыт;
  • выбрать компанию, в которой она хочет работать;
  • купить презентабельный костюм, соответствующий корпоративной культуре;
  • отправить свое резюме;
  • пройти собеседование или обрести нужные социальные связи и пр.

Но потребность в безопасности, стабильности и материальной обеспеченности может быть достигнута и другими целями: позаботиться об одинокой старушке, оформив договор о наследовании квартиры; найти обеспеченного мужа-бизнесмена или богатого наследника; покупать лотерейные билеты и пр.

Когда у человека есть желание, оно всегда выражается в понятии «мечта». Но когда у человека есть цель – она выражается в конкретной деятельности по ее достижению. Главное, ставить цели правильно.

Быть богатой – это не цель, а мечта. Через 3 года стать топ-менеджером в компании «Инвест-групп» – это уже цель.

Существует множество методик постановки целей. Одна из самых популярных – техника «SMART», которую разработал Дж. Т. Доран (первая публикация была в 1981 году).

Методика SMART

Что мешает добиваться целей

Если цель адекватна, реально достижима и правильно поставлена, помешать добиться желаемому могут: страх поражения, страх перемен («А вдруг я не стану счастливее в новых условиях?»), неготовность к активным действиям (прокрастинация и синдром «отложенной жизни»).

Достижению цели может помешать так называемое черно-белое мышление. Человек хочет получить все и сразу, а при неудаче бросает, приняв ее за окончательное поражение. Либо самообман, при котором человек убежден, что хочет достигнуть цели, но подсознательно уверен, что это не так.

Иногда человек не испытывает счастье, когда достигает поставленных целей. И порой это связано с тем, что цели, которые он поставил были навязаны социумом, но не соответствовали его актуальным потребностям.

Например, человек растет в семье бизнесменов, где ему постоянно навязывают идею, что высокий социальный статус и достаток – это залог счастья. Он годами добивается поставленных целей, но ощущает пустоту и отсутствие смысла жизни. Это может быть связано с тем, что у него были другие потребности, например, в свободе, творчестве, любви и пр.

Понимание природы потребностей позволяет человеку не только «просчитывать» мотивы и поведение других, но и познавать себя, правильно выбирать жизненный путь, преодолевать неудачи и жить с ощущением психологического комфорта.

Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни дипломы. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168207323
Умерли за год
52313689
Родились за год
128700934