Перфекционизм: как справиться с синдромом отличника
Перфекционизм – это внутреннее стремление все делать идеально и самому быть идеальным. Для перфекциониста важен порядок во всем, просто хороший результат – это не результат, нужно все делать на 110%. Их внутренний критик никогда не дремлет. И со стороны может казаться, что перфекционист – это идеальный профессионал своего дела, он никогда не будет делать что-то спустя рукава. Но, как оказалось, перфекционизм может сильно вредить успешности в работе и бизнесу в целом.
Как перфекционизм влияет на успех в работе
Перфекционизм
Желание все делать идеально предполагает, что такой человек добьется больших высот как профессионал, будет востребованным специалистом, грамотным руководителем и успешным бизнесменом. Но проблема в том, что перфекционизм имеет целый ряд особенностей (признаков), каждый из которых может перечеркнуть любой успех и таланты:
- Недовольство результатом и привычка раз за разом все переделывать, улучшать.
Это приводит к тому, что перфекционист всегда занят, он срывает важные сроки, уверенный, что лучше «качественно, а не быстро», но это приводит к упущенным возможностям, недовольным клиентам и вечному авралу;
- Завышенные стандарты по отношению к себе и к другим людям.
Руководитель-перфекционист – это причина нездоровой атмосферы в коллективе. Коллеги, подчиненные, бизнес-партнеры всегда получают от перфекциониста много критических замечаний, перестают верить в ценность своего труда и, как итог, либо уходят, либо у них появляется безразличие, отсутствие инициативы, старания – они понимают, что все равно это не будет оценено, а перфекционист все переделает.
- Гиперконтроль в работе.
Перфекционисты испытывают потребность все контролировать, из-за этого им трудно делегировать какие-то функции, у них всегда не хватает времени, потому что они уверены, что без них все развалится. Это приводит к развитию трудоголизма и, как следствие, быстрому профессиональному выгоранию.
- Следование четко установленным нормам и стандартам.
Стандарты и планирование
Перфекционист всегда имеет представление о том, как все должно быть, тот самый идеал. Но из-за неумения отойти от шаблонов и собственных ожиданий у него развивается ригидность, туннельное мышление, консерватизм – качества, которые губительны для любого бизнеса. В стремительно меняющейся реальности успеха достигают люди, которые способны мыслить креативно, находить нестандартные выходы из ситуации, идти в ногу со временем, легко принимать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям.
- Неспособность принимать критику в своей адрес.
Перфекционист каждый день уживается со своим внутренним критиком, поэтому для него крайне важно получить «хорошую оценку» своей работы. Но невозможно все делать идеально. Когда перфекционист сталкивается с критическими замечаниями, это вызывает у него острый стресс, негативизм, отказ принимать реальность и серьезный личностный кризис. Но ошибки и адекватная критика – это крайне полезно, замечания позволяют развиваться, добиваться мастерства. Но перфекционист часто их игнорирует, несмотря на объективную правоту других.
Как обуздать свой перфекционизм
В первую очередь нужно разобраться в причинах, которые привели к формированию установки на идеал и развенчать миф о том, что к нему действительно нужно стремиться. Это серьезная психологическая работа. Но есть 5 практических методик, которые помогают ее преодолеть и обуздать своего внутреннего перфекциониста, научиться им управлять.
Сознательно отходите от идеала
Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»
Выберете какой-нибудь проект или задачу, которую вы не считаете крайне важной и которая не окажет значительного влияния на ваш бизнес. И поставьте себе цель выполнить эту задачу просто хорошо, а не идеально, то есть на 4, а не на «золотую медаль». Выполняя работу, осознанно следите за тем, чтобы все было просто нормально, не переделывайте и не дорабатывайте то, что и так работает.
После этого оцените последствия – рухнул ли мир из-за того, что вы не сделали все идеально? Заметил ли кто-то это? Сколько времени вы сэкономили?
Такую практику можно повторять по мере готовности, сначала начиная с небольших задач. Помните, что эта техника не сделает из вас человека, который плохо выполняет свою работу, потому что на самом деле то, что по вашему мнению «плохо», по мнению большинства – «правильно и хорошо». Весь вопрос в завышенных стандартах.
Станьте заядлым оптимизатором
Оптимизатор – это человек, который всегда сравнивает важность задачи и результата, с теми усилиями (ресурсами), которые он готов на нее затратить.
Это позволяет оптимизатору грамотно распределять свое время, силы, внимание, и выполнять задачи всегда в срок. Если вы составили отчет за час, но потом 5 часов потратили на его доработку, то стоит задуматься: «Что вы бы успели сделать за эти 5 часов?»
Для того чтобы обзавестись внутренним оптимизатором, нужно использовать технику «Дневник времени». Фиксируйте все задачи, которые вы делаете, и то время, которое на них затрачиваете. После этого подвергайте полученные данные анализу:
- насколько задача была важна?
- стоила ли она потраченных ресурсов?
- на что другое лучше было потратить ресурсы?
- как бы это отразилось на задаче?
- как бы это отразилось на работе в целом?
Учитесь делегировать полномочия (шаг за шагом)
Делегирование
Эта задача перфекционистам дается тяжелее всего, ведь их внутренний критик настроен не только на оценку результатов своих трудов, но и на оценку других людей и их работы. Всегда кажется, что они «все делают не так», «все неправильно», «не стараются», «все придется переделывать», «не видят очевидных недостатков» и пр.
Таким мысли необъективны. Оцените сотрудников, которые находятся рядом. Считаете ли вы их компетентными в своем деле? Если нет, то возникает вопрос, почему вы с ними работаете, почему их нанимали или почему не готовы помогать им повышать свою компетентность, обучать? Однако, если же вы признаете, что рядом с вами пусть не «идеальные», но вполне достойные представители своей профессии, то самое время начать использовать их профессиональные компетенции.
На первом этапе выберите несколько своих функций или задач, которые вы готовы прямо сейчас передать другому человеку и уверены, что если он все провалит, то бизнес не рухнет. Поставьте перед человеком четкую задачу и сроки выполнения и… все. Не проверяйте, не советуйте, если к вам не обратились с вопросом, не контролируйте. Постарайтесь довериться другому человеку, даже если все внутри вас бунтует от этой мысли.
Когда задача будет сделана, проверьте результат и дайте объективную обратную связь: оцените, чем вы довольны, поделитесь мыслями о том, что вы бы переделали, но не вносите изменения и не заставляйте сотрудника это делать, если в целом задача выполнена хорошо, а не идеально. Дайте сотруднику следующую задачу.
Доверие формируется только с опытом взаимодействия с конкретным человеком, когда он раз за разом выполняет свои обещания, несет ответственность за доверенную ему работу и принимает обратную связь.
Но важно, чтобы вы тоже умели это делать – учиться у других людей, пусть даже подчиненных. Например, учиться их умению не быть перфекционистами, а просто качественно выполнять работу и оптимизировать ее.
«Выгуливайте» своего внутреннего перфекциониста
Кадр из т/с «Теория большого взрыва»
Отказ от привычки все делать идеально может вызывать много внутренних противоречий и сильного стресса. Поэтому параллельно нужно разбираться в тех причинах и установках, которые подкрепляют ваш перфекционизм. Но пока идет внутренняя работа, чтобы минимизировать тревогу и переживания, можно иногда позволять своему перфекционизму брать верх.
Выберите сферу жизни или конкретные рабочие проекты, в которых вы будете разрешать себе все делать идеально, так, как хотите именно вы. Главное, чтобы поставленная задаче не имела жестких сроков, которые нельзя нарушить из-за постоянных правок и доработок. Осознание, что у вас есть такие сферы жизни, поможет вам справиться со всем остальным. Когда вы делегируете полномочия или сознательно выполняете задачу на 4, чтобы справиться с внутренней тревогой обращайтесь к тем занятиям, благодаря которым вы реализуете потребность в идеале.
Учитесь установке на рост
2 типа мышления
Условно существует 2-а типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста (теория Кэрол Двек). Люди с первым типом мышления часто страдают перфекционизмом, они уверены, что результат, которые они показывают здесь и сейчас – это данность, которая определяет их личность. Поэтому, когда что-то получается не так, как они хотят, такие люди быстро сдаются, все бросают, и вешают на себя ярык, уверенные: «В этом деле я никогда не добьюсь успеха», «Мне не дано», «Это не мое», «Лучше и не начинать».
Люди же второго типа мышления обладают важным навыком, который помогает им достигать успеха в жизни и работе – установкой на рост.
Они осознают, что у их возможностей нет предела, что они всему могут научиться. Неудача для них – это не повод опускать руки, они умеют учиться на своих ошибках.
Главное их преимущество – они умеют признавать свои ошибки и не боятся их делать, потому что знают, что это опыт, который просто необходим, чтобы добиться мастерства. Неудача – это не катастрофа, а просто этап в развитии.
Перфекционизм – это сложный психологический феномен, его нельзя рассматривать как однозначно плохой или хороший. У перфекционизма есть и свои положительные стороны, более того, в некоторых профессиях дотошность и стремление все сделать идеально – это просто необходимые качества. Поэтому всегда оценивайте степень своего перфекционизма, насколько он вам нужен и насколько он вам мешает, и принимайте осознанное решение, где его «включать», а где «выключать».