- 1. Что такое синдром упущенной выгоды
- 2. Как FOMO вредит человеку
- 2.1. Нерациональное распределение своих ресурсов
- 2.2. Развитие зависимости от гаджетов и соцсетей
- 2.3. Снижение уверенности в себе
- 2.4. Нарушение баланса работы и личной жизни
- 2.5. Повышение уровня хронической тревожности
- 3. Причины развития синдрома упущенной выгоды
- 4. Как справиться с синдромом упущенной выгоды
Синдром упущенной выгоды: «Я боюсь пропустить что-то важное»
Если вы замечаете за собой тревогу, когда долго не проверяете рабочий чат, или же боитесь, что, не прочитав письмо на рабочей почте упустите что-то важное и срочное, с тревогой листаете новостную ленту каждый час – скорее всего вы страдаете синдромом упущенной выгоды. Что это такое? И может ли оно навредить? Спойлер: да.
Что такое синдром упущенной выгоды
Патрик Макгиннис
Синдром упущенной выгоды – это навязчивая тревога от ощущения, что все интересное и важное проходит мимо, что, если не быть постоянно на связи и не участвовать во всех социальных мероприятиях, то можно упустить что-то актуальное. Это страх «выпасть» из определенного социального круга, а значит стать аутсайдером.
Впервые об этому синдроме заговорили в 2004 году, в связи с развитием соцсетей и большим потоком информации, которой свалился на людей. Термин «синдром упущенной выгоды» ввел венчурный капиталист и писатель Патрик Макгиннис, назвав состояние страха «Fear of Missing Out» (FOMO).
Этот синдром может развиться у любого человека, независимо от возраста или сферы его деятельности, хотя мужчины страдают FOMO чаще чем женщины. Также синдром упущенной выгоды часто развивается у предпринимателей, руководителей и топовых специалистов в своей области. У них он выражается в следующих признаках:
- привычке работать в выходные или во время болезни;
- внутренней потребности даже во время отдыха или отпуска не выпускать из рук рабочий телефон, отвечать на письма и сообщения в рабочем чате;
- ощущении, что «без меня все развалится»;
- страхе выпасть из повестки дня;
- страхе потерять авторитет среди сотрудников, если не будет ответа на какой-то вопрос или боязнь продемонстрировать низкую осведомленность в актуальных темах;
- страхе отстать от конкурентов (при постоянном ощущении, что они всегда на шаг впереди, даже если этому нет объективных доказательств);
- привычке посещать все профессиональные мероприятия, участвовать в конференциях, вебинарах, но не из-за необходимости или желания, а из-за страха, что даже на, казалось бы, ненужной встрече произойдет что-то интересное и важное;
- привычке прерывать текущую деятельность, просто чтобы проверить рабочую почту, сообщения, новости, при условии, что человек не ждет какой-то крайне важной и срочной информации;
- проблеме с делегированием полномочий и гиперконтроле при любых рабочих вопросах.
Как FOMO вредит человеку
Влияние FOMO
Со стороны может казаться, что синдром упущенной выгоды может быть даже полезен, особенно для руководителей и предпринимателей, ведь благодаря ему они всегда владеют нужной и актуальной информацией. Но на самом деле у FOMO много негативных сторон:
Нерациональное распределение своих ресурсов
Из-за FOMO человек тратит слишком много времени и сил на получение и осмысление информации, а также на участие в мероприятиях, которые ему не приносят пользы. Дело в том, что из-за синдрома человек отвлекается от текущей рабочей деятельности, чтобы ответить на очередное сообщение или письмо, не учитывая, сколько он времени тратит, чтобы переключиться с одной задачи на другую.
Например, по некоторым данным, в среднем даже проверка электронной почты может на 20 минут задержать выполнение текущей рабочей задачи (в исследовании учитывалось не только время самой проверки, но и количество минут, которые потребовались, чтобы вернуться в прежний ритм и уровень эффективности работы).
Также из-за FOMO человек выпадает из ресурсного состояния, когда посреди рабочего дня просматривает новости и тратит психическую энергию на их принятие, переживание, осмысление и возвращение в норму.
К тому же, из-за иррационального страха упустить что-то важное, человек на самом деле забивает голову ненужной и лишней информацией, при этом снижается критичность ее оценки и повышается риск действительно упустить то, что имеет реальное значение.
Развитие зависимости от гаджетов и соцсетей
Зависимость от соцсетей и информации
Телефон, ноутбук и любое другое устройство – это уникальный и неисчерпаемый источник информации, а также средство, благодаря которому человек способен находиться в социуме, пусть и виртуально. Из-за FOMO не только возрастает риск развития зависимости от гаджетов, но и номофобия – иррациональный страх остаться без телефона. При номофобии человек:
- начинает испытывать тревогу, даже когда гаджет просто лежит в другой комнате, или если у него снижается заряд;
- предпочитает не выпускать телефон из рук даже во время общения с близкими;
- панически боится потерять телефон или уронить в шахту лифта и пр.;
- испытывает иррациональную потребность постоянно проверять и перепроверять мессенджеры, ленту, соцсети.
Снижение уверенности в себе
Из-за FOMO человеку начинает казаться, что все вокруг успешнее, что жизнь у других интереснее, что они все в тренде, а я «на кухне в однушке». Все дело в том, что соцсети выставляют напоказ идеализированную картину жизни, и, хотя все люди это понимают на уровне сознания, подсознанию это не важно – оно оценивает пеструю и яркую картинку и верит, что это правда.
Точно также подсознание реагирует на образы во время снов или заставляет вас вздрагивать, когда вы смотрите какой-нибудь фильм ужасов. Сознание понимает, что это неправда, но психика все равно реагирует. Так и с соцсетями.
Идеализированная картина вызывает у человека, живущего в реальности, комплекс неполноценности и зависимость от мнения других людей. Появляется потребность оценки с помощью лайков.
Нарушение баланса работы и личной жизни
Баланс реального и виртуального
Из-за FOMO человек не может прекратить получать информацию и просто наслаждаться жизнью: творчеством, хобби, прогулками, путешествиями, общением с близкими, встречами с друзьями. Телефон и актуальная повестка дня всегда отвлекают его внимание, снижается качество эмоционального контакта не только с другими людьми, но и с реальностью в целом.
Люди, которые имеют признаки FOMO чаще становятся трудоголиками, а также больше подвержены профессиональному выгоранию.
Повышение уровня хронической тревожности
Человек с FOMO оказывается в замкнутом круге – он получает информацию, чтобы снять чувство неопределенности и страха, но чем больше он это делает, тем сильнее его тревожность. Жизнь наполняется ощущением хронического стресса, непредсказуемости завтрашнего дня. Это вредит не только физическому здоровью, но и психологическому, может привести к расстройству эмоциональной сферы, нервозности.
Также людям с FOMO становится труднее принимать решения и делать выбор, потому что информации слишком много, как и вариантов. Ирония в том, что какое бы решение не было принято, оно всегда будет казаться «ошибочным».
Причины развития синдрома упущенной выгоды
Социум
По данным на 2013 год больше половины (56%) людей дееспособного возраста страдают от FOMO, но вызвано это не только зависимостью от соцсетей, а FOMO – вовсе не «модная болячка». Скорее всего синдром упущенной выгоды развивается из-за особенностей нашей психики.
Человек – это социальное существо. Более того, его «социальность» раньше была гарантией сохранения рода – кто не в стае, тот не мог выжить и позаботиться о себе, своем потомстве. Сейчас людям уже не приходится каждый день бороться за свою жизнь, но социальность – по-прежнему важный механизм существования. И быть в тренде и в курсе актуальных тем общества, это значит успешно взаимодействовать с ним.
FOMO часто страдают именно предприниматели, бизнесмены и инвесторы, этот термин в принципе изначально применялся к трейдерам и брокерам. Почему именно они? Это вторая причина, почему FOMO сейчас так актуален – мир вокруг меняется все быстрее. Появляются новые технологии, информация, тренды, мода, правила бизнеса меняется даже быстрее, чем курсы валют. И сейчас успеха достигают те, кто всегда держит руку на пульсе, первым узнает об изменениях и использует их себе на пользу.
Но одно дело – быть в курсе актуальной повестки, а другое страдать от синдрома упущенной выгоды. Человек, у которого нет FOMO, не испытывает тревоги, не тратит время на бесконечные просмотры новостей, не посещает мероприятия, которые ему не интересны. Такой профессионал четко понимает, что для него важно, а что нет, и знает, что не упустит нужную информацию. И он не хватается за все подряд.
Как справиться с синдромом упущенной выгоды
Получение информации
Справляться с FOMO нужно так же, как люди справляются с любой вредной привычкой – путем сознательного отказа от каких-либо действий. Для начала нужно отписаться от всех рассылок, блогов и соцгрупп, которые не дают вам действительно полезной и необходимой информации, а только затрачивают ваше время и ресурсы. То есть нужно почистить свои подписки и избавиться от мусора.
Следующий шаг – сознательный контроль за тем количеством времени, которое вы проводите в соцсетях и чатах. Для этого можно поставить любое приложение или контроль времени. Задача – начать постепенное сокращение количества затрачиваемых часов.
Также полезно составлять расписание дня, куда будет включаться время для просмотра новостей или ответа на рабочие письма. Не стоит делать это стихийно и весь день. Устраивайте информационный детокс – хотя бы один день в неделю нужно проводить без «включения в рабочий процесс».
«Breaking news»
Необходимо работать со своими страхами и установками. Важно не забывать, что действительно необходимая информация все равно до вас дойдет. И то, что это случится не в первую минуту, не повлияет на ваш профессиональный успех. Также следует помнить, что идеализированная картина в соцсетях далека от реальности, поэтому нужно ориентироваться не на нее, а на свои цели, желания и потребности.
Вначале отказаться от привычки быть в курсе всех дел будет трудно. Но делая над собой усилия день за днем, вы заметите, что со временем влияние FOMO уменьшится. Вы начнете более выборочно и осознанно подходить к получению информации. У вас появится больше свободного времени на действительно важные дела. Но главное, вы на собственном опыте сможете убедиться, что это не приводит к катастрофе. Мир не рухнет, а бизнес не обанкротится только потому, что вы не появились на каком-то мероприятии, не прочитали какую-то новость и не пролистали ленту.