18:45
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Психология прокрастинации

Содержание

Психология прокрастинации

Склонность к постоянному откладыванию выполнения важных задач стала одной из наиболее важных характеристик личности современного человека. Феномен прокрастинации изучается с разных точек зрения, в том числе с позиции психологии, саморазвития, восприятия окружающей действительности. Принято считать, что гибкость и адаптивность являются ключевыми признаками формирования всестороннее развитой личности. Эти «навыки» позволяют человеку грамотно применять свои знания, умения и опыт, реализуя разные проекты, распределяя время, физическую, эмоциональную и психологическую энергию. Однако, как появилось стремление откладывать все на потом. В чем заключается психология прокрастинации, каковы ее специфика и особенности этого явления.

Феномен прокрастинации – совокупность способов негативного восприятия самого себя и окружающей действительности

Термин «прокрастинация» включает в себя два компонента – «pro – вместо» и «crastinus – завтрашний». В переводе с латыни, понятие можно представить, как феномен откладывания дел. Именно с этой позиции прокрастинация рассматривается в актуальных научных исследованиях. При этом важно отметить, что в отечественной и западной психологии, ее относят к поведенческим паттернам и к когнитивным явлениям. Обратите внимание, что это многогранное понятие, включающая эмоциональную, социальную, профессиональную и чувственно-психологическую составляющие.

Понятие прокрастинации в психологии

Впервые термин «прокрастинация» в контексте психологического состояния человека был применен относительно недавно. Его использовал в своей работе «Прокрастинация в жизни человека» (1977 года выпуска) ученый П. Рингенбах. Теме разнообразия видов, признаков и специфических особенностей феномена были посвящены исследования «Преодоление прокрастинации» В. Кнауса и А. Эллиса и «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» Дж. Бурка и Л. Юэн. В основе всех этих научных работ лежала практическая деятельность психологов, которые отмечали у своих клиентов склонность к откладыванию принятия важных решений, началу выполнения профессиональных задач. Первые работы о проблеме прокрастинации у современного человека в отечественной психологии датированы 1998-1999 годами (преимущественно использовался социологический подход). 

Понятие прокрастинации и ее связь с психологическим состоянием человека

По мнению автора теории временной мотивации П. Стила, связь прокрастинации и психологии развития личности человека обусловлена определенными компонентами этого феномена. Он выделял факт откладывания и наличие сроков. Эти особенности тесно взаимодействуют между собой, определяя негативные последствия, негативные эмоции и множество переживаний, например, тревожность, панические атаки, чувство вины, пассивность. В отечественной психологии нет единого представления о структуре, признаках и видах прокрастинации. Так, исследователь Я.И. Варваричев дает следующее определение понятию:

«Прокрастинация – это сознательное откладывание субъектом намеченных действий несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы». При этом она выделяет осознанность, как один из ключевых признаков этого психологического состояния. Иной точки зрения придерживается Н.В. Боровская, которая считает: «Прокрастинация – это привычка откладывать необходимые дела из-за желания отстраниться от негативных эмоций и чувств, вызванных страхом совершения ошибки». Общепринятым в зарубежной и отечественной психологии сейчас является определение канадского психолога Пирса Стила: «Прокрастинация – добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности».

Признаки прокрастинации, определяющие ее значение на психологическое состояние человека в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые признаки прокрастинации

Как уже было отмечено, прокрастинация является многоаспектным понятием, связанным с эмоционально-чувственной, социальной и профессиональной составляющими личности человека. Важным компонентом также является осознанность, признание субъектов ответственности за совершение или отказ от выполнения определенных действий. Общими особенностями прокрастинации, как психологического феномена, признаются иррациональность (понимание негативных последствий откладывания), внутренний дискомфорт и негативные эмоциональные переживания, и отсутствие внутренней мотивации решения проблемы.

Типовая характеристика прокрастинации, как совокупности внутренних ощущений, переживаний и трактовок личностного развития.

Важно разграничивать такие понятия, как прокрастинация, лень, пассивность, вызванная перфекционизмом или нежеланием, отсутствием теоретических или практических навыков для выполнения требуемой задачи. Ученый Н. Милграм в своих научных работах выделяет следующие пять видов прокрастинации:

  1. Академическая (часто связана с непониманием информации);
  2. Прокрастинация в принятии решений (из-за страха совершения ошибки);
  3. Компульсивная (проявляется, как хроническое промедление, отказ от совершения каких-либо действий в стрессовых, критических ситуациях);
  4. Невротическая – (формируется в условиях ограниченного времени на приятие сложных жизненно важных решений, например, в выборе профессии);
  5. Бытовая или ежедневная (неспособность справляться с рутинной – часто связана с пред-депрессионным состоянием, выгоранием, эмоциональной нестабильностью).

Существует много классификаций прокрастинации, однако эта является наиболее полной. Так, например, Р. Тенне трансформировал ее, сохранив лишь две разновидности – откладывание выполнения задач, откладывание принятия решений. При изучении сущности промедления были выделены и положительные аспекты, что по мнению ученых Дж.Н. Чой и А.Х.К. Чу позволяет установить возможность позитивного восприятия прокрастинации, ее борьбы со страхами, паническими атаками. Промедление характеризуется внутренним дискомфортом, нестабильным эмоциональным фоном и отсутствием результатов, однако эти признаки в то же время являются способами отключения от стрессовых явлений, недопущения усиления негативных факторов.

В практической деятельности современные психологии помогают в борьбе с прокрастинацией через использование комплексного подхода. Важно учитывать текущее психологическое состояние клиента – наличие болезненного перфекционизма, тревожности, страха совершения ошибки. Разные исследователи придерживаются противоположных точек зрения. Есть те, кто считают, что откладывание дел до последнего момента – это благо, так как в условиях сжатых сроков активизируются внутренние резервы.

Последние эксперименты нейробиологов подтверждают положительное влияние таких действий человека на укрепление психики (то только в краткосрочной перспективе и при отсутствие частых проявлений феномена прокрастинации). Наиболее оптимальным методом борьбы с прокрастинацией через работы с психологом является использование матрицы Эйзенхауэра. То есть стремление рационально реализоваться свои внутренние и внешние ресурсы в конкретной ситуации.

Психологические стратегии преодоления прокрастинации – распределение задач на основе матрицы Эйзенхауэра.

Среди актуальных тенденций в изучении психологии прокрастинации выделяется направление оценки индивидуально-личностных особенностей людей, которым присуще промедление и склонность откладывания дел. Единой модели взаимосвязи личностных факторов и этого феномена нет, но практика сессий психологов из США, Великобритании стран Евросоюза доказывает наличие признака соподчинения. Личностные подструктуры и компоненты, которые неотделимы от прокрастинации (с позиции ученых Н.Н. Карловской и Р.А. Барановой) – это:

  • Локус контроля, восприятие времени – когнитивная сфера;
  • Тревожность, панические атаки, чувство вины – эмоциональная сфера;
  • Несформированность саморегуляции, ригидность поведенческих и социальных паттернов – поведенческая модель;
  • Нейротизм и низкая концентрация внимания – биологическая сфера.

П. Стил пишет, что «…человеком руководит сосредоточенность на получение удовлетворения в настоящем, а потому деятельность, которая кажется ему бесполезной, заменяется той, которая кажется ему более подходящей, нужной именно в данный момент времени». Он считает, что чем больший временной промежуток существует между настоящим моментом и будущим событием, тем выше вероятность удовлетворения здесь и сейчас – без работы на перспективы. Актуальный результат является для личности более приемлемым, чем решение задач с удовольствием в перспективе (даже если рассматриваются наиболее значимые потребности).

Подходы к пониманию прокрастинации

Можно выделить четыре основных подхода к пониманию прокрастинации:

  • Мотивационно-волевой (теория самодетерминации; теория временной мотивации; теория контроля за действиями; основан на нехватке мотивации или воле; факторов формирования прокрастинации является ориентация на цель);
  • Клинический подход (психоанализ; когнитивно-поведенческая психология; ключевым компонентом прокрастинации является нарушение правил, развитие тревожности, усиление стрессовых факторов);
  • Ситуационный подход (теоретические концепции отсутствуют, прокрастинация зависит от определенных ситуаций, а также от сложности и привлекательности задач, целей);
  • Дифференциально-психологический подход (теоретическая база – пятифакторная модель личности, прокрастинация формируется на основе черт личности, факторами воздействия являются добросовестность, перфекционизм и нейротизм).
Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168275303
Умерли за год
52360245
Родились за год
128815470