Сущность и принципы тайм-менеджмента
Практически каждый из нас жаловался или слышал жалобы на работу в режиме 24/7, отсутствие времени на отдых и личную жизнь.
Ежедневно нас ждет решение рабочих и личных вопросов. Их количество увеличивается и уже понимаешь, что вместо отпуска «море работы» или «горы семейных проблем» - жить некогда.
Даже если вы не ленитесь, все равно ничего не успеваете! Проблема не в вас, в неэффективном управлении времени. Структурировать свои задачи, правильно использовать время и научиться говорить «нет» поможет тайм-менеджмент.
Рассмотрим историю создания, принципы и задачи тайм-менеджмента, чтобы могли эффективно управлять самым дорогим ресурсом.
Что такое тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент (time management) – в переводе с английского – «управлять временем» - система по организации эффективной деятельности в профессиональной и личной сферах.
Проще говоря, наука рассматривает способы достижения максимальной производительности и достижения результатов, с минимальными временными затратами. Внедрение тайм-менеджмента позволяет улучшить организацию труда сотрудников, повысить их личную продуктивность, и в общем сделать трудозатраты оптимальными для всей компании.
Система тайм-менеджмент
Система «тайм-менеджмент» - научный подход к организации системы планирования временем с максимальной эффективностью. Эти навыки позволяют иметь более насыщенную жизнь, проводить меньше времени на работе, но при этом получать максимальную отдачу. Учитывая, что современный человек вынужден работать в условиях постоянного цейтнота, управление временем необходимо всем, кто стремится повысить личную эффективность.
Существует много техник и инструментов, помогающих достичь эту цель. Они направлены на умение выделять приоритеты, управлять ресурсами, делегировать, ставить задачи людям и планировать действия для их решения. Главное, для чего они используются – научить работать не больше, а продуктивнее, с минимальными временными затратами.
История появления и развития тайм-менеджмента
Управлять временем пытались еще в древние времена. Цели такого управления были разные – кто-то хотел научиться заглядывать в будущее, а кто-то заставить повернуться вспять.
Цели управления временем
Историю развития тайм-менеджмента можно разделить на 4 этапа:
- Донаучный. В Древней Греции время разделяли на две группы – плохое и хорошее. Хорошее – время, которое тратили с пользой, плохое – «потерянное» или бесполезное время. Такую теорию выдвинул философ Сенека, труды которого уже актуализировал Бенджамин Франклин в своей «Пирамиде». «Пирамида Франклина» помогает правильно ставить и достигать долгосрочные цели.
- Тейлоризм. Фредерик Тейлор создал свою теорию организации труда. Согласно которой любая работа может быть систематизирована, для повышения эффективности и при необходимости передаче другому человеку. Его труд не нашел популярности так как вызывал много вопросов и конкуренции среди работников промышленных производств.
- Классический. Во второй половине ХХ века возникла необходимость повышения производительности умственного труда, который нельзя измерить. В основе подхода лежит концепция самостоятельного управления человеком своих возможностей, но без учета личных качеств и темперамента.
- Современный. Текущий подход учитывает интересы человека, с учетом его особенностей и образа жизни. Тайм-менеджмент не рассчитан, что все, будет ему следовать «под одну гребенку». Ведь даже научный подход делает акцент на личностных качествах сотрудника в отдельности и команды в целом.
Задачи тайм-менеджмента
Время – единственный самый дорогой и невосполнимый ресурс.
Рассмотрим основные задачи тайм-менеджмента:
- снижение уровня стресса сотрудников;
- контроль промежуточных результатов выполнения задачи;
- эффективная организация рабочего времени;
- правильная расстановка приоритетов для достижения поставленных личных или командных целей;
- предотвратить потерю времени или ее полностью устранить;
- исключение ошибок в работе;
- выполнять задачи быстрее коллег с минимальными затратами времени;
- повышение личной эффективности;
- успевать больше в рабочее время;
- всегда иметь время на решение личных дел и отдых;
- профессиональное и творческое развитие личности;
- достижение максимального результата на работе;
- всегда находить время на отдых, хобби и спорт.
Задачи тайм-менеджмента
Таким образом, тайм-менеджмент обеспечивает постоянный контроль над собственной жизнью, чтобы оперативно управлять ей и не зависеть от внешних факторов.
Правила ведения тайм-менеджмента
Для успешного управления временем нужно придерживаться нескольких правил:
- Управлять временем, которое занимает не больше 60% дня. Например, не нужно планировать 24 часа, чем больше времени распланировано, тем выше вероятность что план не будет реализован вообще. Планируйте с учетом времени на сон – (24 – 8) х 60% = 9 часов
- Сверяйтесь с планом и анализируйте его эффективность. Здесь действует концепция Э. Деминга: Планируй – Делай-Проверяй-Изменяй. Если выявлены отклонения, при следующем планировании их необходимо учесть и так до тех пор, пока планы не станут максимально эффективными.
- Расставляйте приоритеты.
- Управляйте разными видами активности в течение дня – интеллектуальной, физической, оставьте время для отдыха и эмоциональной разгрузки. Кстати, ученые доказали, что лучшим способом для разгрузки является уборка – если ваш рабочий стол чистый, посмотрите, не пора ли убрать в ящиках стола.
- Тайм-менеджмент делят на женский и мужской. Мужской позволяет реализовать себя в разных сферах, женский – саморазвитие и решение домашних вопросов.
Мифы о тайм-менеджменте
Для России это понятие относительно новое, и в работе его используют далеко не все. Есть две крайности – от мнения, что он поможет добиться успеха в любой деятельности до убеждения, что он не работает совсем. Перечислим основные мифы, которые образовались вокруг тайм-менеджмента.
Мифы тайм-менеджмента
Мифы тайм-менеджмента:
- Нет работающих инструментов, так как временем управлять нельзя.
- Для того чтобы все успевать нужно больше работать и задерживаться при необходимости.
- Планирование жесткое и не учитывает неожиданных встреч и заданий.
- Тайм-менеджмент – это тотальный контроль руководителем.
- Нужен только тем, кто постоянно нарушает сроки выполнения проектов.
- Победить прокрастинацию нельзя.
- Все техники универсальны и их может применять любой.
- Западная система, абсолютно бесполезная в нашей стране.
- Помогает решить все трудные задачи на работе.
- Высвобождает свободное время.
Многие из мифов абсолютно противоположные, но ни один из ни является правдой.
«Капитал» времени
Мы часто не ценим время и вспоминаем о нем, только тогда, когда его не хватает.
Проведем диагностику времени, которое есть у каждого из нас.
Алгоритм расчета «капитала» времени:
- Напишите возраст на дату диагностики и планируемый возраст окончания активной деятельности. Например, мне 25 лет и я планирую завершить работать/путешествовать и развлекаться в 75 лет.
- Определите разнице между временем окончания активности и возрастом. В нашем примере: 75-25 = 50 лет.
- Определим «капитал» в днях: 50 х 365 = 18 250 дней.
- Укажите время сна. Врачи рекомендуют спать не менее 8 часов, но кто-то спит 6 или может быть 10 часов. В нашем примере, человек следует рекомендациям и спит 8 часов.
- Рассчитаем активное количество часов в сутках: 24 – 8 (время сна) = 16 часов.
- Определим капитал в часах: 18 250 дней (значение в 3 строке) умножим на 16 часов (значение в строке 5) = 292 000 часов
Большой или маленький «капитал» каждый определяет сам. В зависимости от того – вы управляете временем или время управляет вами.
Получается тайм-менеджмент – это не только технология управления, но и набор инструментов по управлению личной эффективностью.
Для определения достаточности капитала используют инструмент «Пирог времени» (другое название «Колесо времени») – круг с 70 делениями.
Колесо времени
Заштрихуйте:
- количество прожитых лет;
- количество лет, затрачиваемых на сон (например, 24/8 = 0,33. Из оставшегося активного времени 40 лет х 0,33 = 13 лет).
Посмотрите сколько лет осталось для эффективной деятельности.
Мотивирующая литература про тайм-менеджмент
Книги всегда несли в себе знания. Бумажный экземпляр можно заменить на электронный, а если не любите читать - воспользуйтесь аудио версией и ознакомьтесь с содержанием в поездках на машине или во время пробежки.
Рекомендуем к прочтению:
- «Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией», Франческо Чирилло
- «Прокрастинация. Первая помощь», Таня ван Эссен, Хенри Шувенбург
- «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса», Дэвид Аллен
- «Начни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха», Гэри Келлер, Джей Папазан
- «Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы», Доминика Деграндис
- «Самодисциплина. Развитие личности», Майкл Уилсон
- «Самодисциплина 2.0. Как не проспать свою жизнь», Владимир Якуба
- «Я ничего не успеваю! Как провести аудит своей жизни и расставить приоритеты», Ольга Баранова, Елена Погодичева
- «Фокус: Достижение приоритетных целей», Стивен Кови, Стив Джонсон
- «Как успевать все на работе и в жизни. 50 простых правил», Ирина Корчагина
- «Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного», Александр Фридман
Мотивируюущая литература
Заключение
Тайм-менеджмент – это технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями. Тайм-менеджмент помогает не больше успевать, не экономить время, а жить интереснее, насыщеннее и продуктивнее. Это инструменты для организации профессиональной и личной жизни, которые научат понимать и ценить каждое мгновение, наслаждаться простыми вещами и не «выгорать» на работе. По мере изучения курса будет меняться не только подход к работе, но и качество жизни, появится ощущение ценности времени и удовлетворенность от того, что оно проходит плодотворно.