12:15
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576
Теория черт: какой характер
Пройти курс

Психология успешного человека

Теория черт: какой характер гарантирует успех в жизни

Содержание

В статьях популярной психологии часто встречаются советы, каким нужно быть человеком, чтобы достигнуть успеха: «Развивайте позитивное мышление», «Верьте в себя и повышайте самооценку» и это гарантирует успех в любом деле.

Но научная психология более осторожна в своих выводах, стремится к проведению лонгитюдных (продолжающихся иногда не один десяток лет) исследований, чтобы понять, какие черты характера приводят человека к успеху в работе и бизнесе.

3 фактора, которые влияют на успех

Факторы формирования личности

Утверждать, что только лишь личностные черты влияют на успех – неправильно. Человек в своей деятельности постоянно находится в социуме, поэтому на него влияет и культурно-историческая среда, и воспитание, и ближайшее окружение. Хорошая новость в том, что как внешняя среда влияет на него, так и он может влиять на свою внешнюю среду. Но и этим не ограничиваются «факторы успешности».

На данный момент в научной психологии выделяют 3 группы факторов, которые одновременно влияют на личность:

  • генетический фактор;
  • средовой фактор;
  • личностный фактор.

Генетический фактор

Это все черты, которые наследуются: рост, цвет глаз, привлекательная внешность, а также некоторые свойства личности. Доказано, что тревожный характер, определенные страхи, предрасположенность к невротизму тоже могут передаваться с генами.

Но, даже не беря в расчет формирование характера, внешность играет значительную роль в достижении успеха:

  • женщины, которые весят на 11 кг меньше своей нормы получали зарплату больше, чем те, кто был в своей весовой норме;
  • мужчины, которые весили меньше своей нормы, получали зарплату меньше, чем представители с нормальным весом (что характерно, когда у мужчин-испытуемых увеличивался вес, росла и их зарплата).

Важно учитывать, что такие данные приводит Университет Флориды (Уоррингтонский колледж бизнеса, 2008), в России и Европе не проводились масштабные исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию.

В 2012 году специалисты из Чили и США провели другой эксперимент. Они разослали 11 тысяч резюме в разные компании. Содержание было одно, но фотографии – разные по степени привлекательности. Оказалось, что людям, обладающим красивой внешностью, перезванивали на 36% чаще.

Моника Беллуччи (к/ф «Малена»)

Из этого можно было бы сделать вывод, что все привлекательные люди должны быть богаче всех менее привлекательных, что совершенно не соответствует реальности. Почему так? Потому что, помимо генетического фактора (например, красоты), огромное влияние имеют 2 других: личностный и средовой, которые всегда нужно рассматривать в совокупности.

Правильно сделать следующий вывод: привлекательная внешность может повысить шансы на успех при прочих равных: уровне образования, профессионализма, интеллекта.

Работодатель не выберет кандидата, только потому что «он красивый», если на столе будет резюме специалиста высокого уровня. Исключение – если только работодатель не является владельцем модельного агентства. Но и тут на первый план выходит средовой фактор. Например, сейчас модели с идеальными чертами лица менее востребованы, потому что превалирует тренд на уникальность, непохожесть.

Когда человек смотрит на кого-то с привлекательной внешностью, в организме повышается уровень дофамина, что приносит удовольствие. Но всегда ли красота повышает шансы на успех в профессиональной среде и личностных отношениях? На самом деле, все не так однозначно.

Согласно исследованиям с помощью МРТ, в момент, когда человек видит кого-то привлекательного, в головном мозге активируются вовсе не те структуры, которые отвечают за появление романтических чувств и влечения. Поэтому даже если один человек субъективно воспринимает другого как красивого, это еще не значит, что он захочет строить с ним отношения или даже просто подружиться. Он испытывает примерно те же чувства, как если бы смотрел на произведение искусства.

Кадр из к/ф «Малена»

У красивых людей есть одна сложность в общении. Иногда окружающие на них реагируют повышением уровня не только дофамина, но и кортизола, то есть начинают испытывать волнение и стресс при общении, и, как следствие, избегать этого общения (феномен, при котором самая красивая девушка в кафе остается одна).

Ученые предполагают, что причина – психологический фактор. Когда привлекательный человек не вызывает влечения, запускается функция сравнения своей внешности с его, что вызывает неприятные ощущения.

Средовой фактор

Это внешние условия, а также окружение, в котором формируется личность. Установлено, что повышает успешность в жизни наличие «влиятельных других», место рождения, социальный статус семьи. Также ключевую роль во влиянии среды играет личность родителей:

  • уровень и продолжительность их образования – потому что это повышает шансы ребенка получить аналогичное образование и влияет на уровень его интеллекта;
  • социальный статус и уровень дохода семьи – в более успешных семьях от ребенка ожидают аналогичных результатов и у него имеется больше способов их достичь за счет получения хорошего образования, наличия у родителей связей и пр.

Продолжительные исследования специалистов из Лондона (2017, MDPI), доказали, что в целом семейный бэкграунд на 20% повышает шансы на жизненный успех, но не гарантирует его, потому что ключевая роль остается именно за самой личностью и теми чертами характера, которые в ней сформированы.

Личностные факторы, которые повышают шансы добиться успеха в жизни

Успех

Даже не обладая «полезными вводными», такими как хорошая семья, высокий уровень образования родителей, их достаток и социальный статус, генетическая предрасположенность и пр., человек может добиться успеха в жизни благодаря своим действиям, саморазвитию и выработке определенных черт характера. Какие свойства личности повышают шансы на успех в работе и бизнесе?

Ядерная самооценочная диспозиция (core self-evaluation)

Эта теория сформировалась за последние 20 лет исследований в области психологии. Ученые выявили, что есть 4 характеристики личности, которые могут сыграть ключевую роль в ее способности достигнуть амбициозных целей.

Прежде, чем их рассмотреть, нужно осветить 2 момента. Во-первых, все 4 фактора взаимосвязаны, то есть влияют друг на друга, а один формируется на основе 3-х других. Во-вторых, эти черты характера не врожденные, а значит, их можно осознанно сформировать.

Что входит в систему core self-evaluation:

  • Внутренний локус контроля.

Локус контроля – это концепция, согласно которой люди условно делятся на 2 типа: те, кто приписывает свой успех и неудачи внешним обстоятельствам (внешний локус контроля) и те, кто считает, что любая победа или поражение зависят только от самого человека (внутренний локус контроля). Автором этой теории является Дж. Роттер.

Дж. Роттер

При внешнем локусе контроля человек, даже если добился цели, будет убежден, что ему просто повезло, что ему помогли другие люди, что просто задача была легкой. При неудаче он никогда не винит себя, а тоже ищет причину в других: «мне просто не повезло», «команда меня подвела», «задание было дано неправильно». Такие люди снимают с себя ответственность и недооценивают свои силы.

При внутреннем локусе контроля, человек считает, что любая победа – это результат его усилий, способностей и решений. А любое поражение из-за его ошибок, глупости, невнимательности. Такие люди слишком часто винят себя, не учитывая, что неблагоприятные внешние обстоятельства тоже могут сыграть свою роль.

При внешнем локусе контроля формируется пассивная позиция: «От меня мало что зависит». Появляется страх рисковать из-за неуверенности в своих силах. При внешнем локусе контроля человек более уверен в своих способностях, чаще проявляет инициативу, берется за сложные решения, даже быстрее обучается.

Согласно исследованиям, дети с внутренним локусом контроля имеют на 15% больше шансов добиться реальных успехов во взрослой жизни. Они более последовательны, спокойны, склонны к рефлексии и способны учиться на ошибках.

Что интересно, люди с внутренним локусом контроля реже имеют избыточный вес и меньше подвержены стрессу. Они верят, что своими действиями могут влиять как на себя, так и на свою жизнь.

  • Самоэффективность.

Это уверенность человека в собственных силах и способностях при решении поставленных задач. Это позволяет легче преодолевать трудности, не зацикливаться на провалах, чаще пробовать что-то новое, преодолевать поражение, проявлять инициативу и ставить более амбициозные цели.

Вера в свои способности

  • Самооценка.

Люди с адекватной самооценкой в меньшей степени подвержены комплексам и сомнениям. Установлено, что они более усердно ищут работу, предпринимают больше попыток для решения сложной задачи, отдают предпочтения реализации в более сложных сферах, которые требуют высокой ответственности и компетентности.

Люди с низкой самооценкой отрицают свое влияние на собственные достижения, поэтому не верят, что способны контролировать свое будущее, чувствуют больше тревожности, волнуются, что будет, если они потеряют работу или потерпят поражение (исследования 2005, публикация в «The Journal of Personality and Social Psychology»).

Это приводит к мотивации избегания неудач и выбору менее значимых целей. Как следствие, такие люди реже достигают серьезных успехов.

  • Невротизм.

Это уровень эмоциональной восприимчивости внешних факторов. Говоря простыми словами – насколько человек подвержен стрессу.

Высокий уровень невротизма негативно влияет на обучаемость и карьерные достижения в будущем. Такие люди больше подвержены страху финансовых потерь и профессиональных неудач, которые с ними случаются чаще, чем со стрессоустойчивыми людьми (2005, «Personnel Psychology»).

Почему пессимисты «выигрывают» у оптимистов

Оптимизм

Наука противоречит «советам из соцсетей» о том, что чтобы достигать успеха нужно иметь позитивное мышление, видеть в людях лучшее и наслаждаться своим делом. Исследования университета Бата, Кардиффа и Лондонской школы экономики (2018, публикация в «European Economic Review»), пришли к выводу, что для руководителей и предпринимателей оптимизм может быть «вреден».

Оказалось, что пессимисты ведут бизнес на 30% лучше, чем оптимисты. Ученые связывают это с несколькими факторами:

  • оптимисты склонны игнорировать реальное положение дел и переоценивать свои способности, тогда как пессимисты способны критически оценивать себя и свой бизнес;
  • оптимисты чаще берутся за рискованные проекты, которые изначально обречены на провал и быстрее переключаются с одного дела на другое;
  • оптимисты склонны недооценивать риски, веря в удачное стечение обстоятельств, тогда как пессимисты чаще прогнозируют провал и заранее обдумывают «запасной план».

Оценивая эти данные важно учитывать 2 обстоятельства. Во-первых, чтобы пессимизм приносил «пользу» бизнесу, он должен сочетаться у предпринимателя с качествами core self-evaluation. Во-вторых, пессимизм полезен только для руководителей. Если человек является сотрудником организации, его эффективность и работоспособность зависят от уровня его оптимизма.

Таким образом, успешность человека зависит как от генетики и социальной среды, так и от его личностных качеств. Более того, последние могут компенсировать «стартовые» условия и позволяют сознательно добиваться поставленных целей, какими бы глобальными они не были.

Центральная задача образования – воспитать желание и способность учиться; образовательная система должна производить не обученных, а обучающихся людей. Истинно гуманное общество есть общество обучающееся, в котором учащимися являются одновременно и деды, и отцы, и дети. Во времена крутых перемен будущее принадлежит тем, кто способен учиться. Именно такие люди обычно оказываются способными выжить в мире, которого больше нет. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176526953
Умерли за год
58011375
Родились за год
142718250