Психология успеха
Так или иначе большинство людей стремятся достигнуть успеха. Но что это такое? Почему одни его достигают, а другие нет? Какие нужны черты характера, чтобы его достигнуть? И возможно ли это в принципе с точки зрения психологии?
Почему одни люди добиваются целей, а другие нет
Успех
Люди стремятся к успеху, при этом мало кто может четко сказать, что это такое. Во-первых, потому что у успеха нет объективных критериев. Для одного человека зарабатывать миллион в месяц – это успех, для другого – это поражение, потому что он хочет зарабатывать 10 миллионов. А третий вообще считает, что успех, это не количество денег, а наличие детей и семейное счастье.
Во-вторых, с точки зрения восприятия, успех непостоянен. Когда человек достигает желаемой цели, это не значит, что он на этом останавливается, будучи полностью удовлетворен своей жизнью. Наоборот, достижение успеха стимулирует появление новых более амбициозных целей, потому что того, что уже достигнуто – становится недостаточно.
Если человек хочет добиться успеха, ему нужно превратить его в конкретную цель и разработать план ее достижения. Для этого нужно учитывать 3 фактора:
- успех всегда должен быть связан с определенной деятельностью – то есть, конкретным занятием, в котором человек хочет достичь определенных высот: работа, творчество, семья, социальное положение, материальный достаток;
- успех связан с актуальными потребностями, которые важно осознавать – это может быть потребность в безопасности, то есть определенном материальном благополучии, потребность в признании, то есть в славе или одобрении конкретного сообщества;
- успех должен быть измерим – человек, который к нему стремится, должен четко определить те критерии, по которым он определит, что достиг успеха: сумма на счете, доход за месяц, выход на международный уровень, получение Нобелевской премии, подъем на Эверест и пр.
Подъем на вершину
Успех связан с несколькими мифами, от которых важно осознанно отказаться.
Миф №1: многие убеждены, что если нашел дело своей жизни, то обязательно достигнешь успеха. Но между этими понятиями нет связи, потому что человек может любить рисовать, но успех для него – это основать крупную международную компанию и получать высокий доход. Либо человек может много зарабатывать, но успехом считает, если опубликуют его художественный роман и он получит призвание.
Миф №2: успех приносит счастье. Безусловно, достигая определенных целей, человек испытывает удовольствие, потому что в такие моменты у него повышается уровень дофамина. К слову, дофамин вырабатывается и в те моменты, когда человек только предвкушает успех – поэтому люди так любят мечтать о «прекрасном будущем».
В реальности достижение успеха часто сопряжено с сильным нервным напряжением, страхом ошибки и боязнью, что он не сможет повторить свой успех, что все, чего он достиг – это его потолок.
Установка на рост и установка на данность
Керол Двек
Эту концепцию разработала профессор Стэнфордского университета Кэрол Двек. Она много лет занималась исследованиями того, почему одни дети избегают сложных задач, боятся негативных оценок, бросают, когда сталкиваются с трудностями. Другие дети не только готовы преодолевать препятствия и достигать поставленных целей, они даже получают удовольствие, когда сталкиваются с вызовами, даже если им давали задачи, которые невозможно решить.
К. Двек пришла к выводу, что глобально есть 2 типа мышления:
- фиксированное (fixed mindset) – им обладают люди с установкой на данность (постоянство), они убеждены, что таланты и ум даны природой, заложены генетически, они верят, что если нет математических способностей, значит «не дано», «выше головы не прыгнешь»;
- гибкое (growth mindset) – им обладают люди с установкой на рост, которые убеждены, что, если приложить усилия, постоянно учиться, в том числе и на своих ошибках, можно добиться любого результата.
Чтобы понять значение этой теории для успеха в работе и бизнесе, важно подчеркнуть: речь идет не о том, даны ли способности от природы или все зависит от усилий человека, среды в которой он живет и мотивации. К. Двек говорит именно об установке – во что верит человек, независимо от того, прав он или не прав.
Проведенные исследования как самой К. Двек, так и ее независимых коллег, подтвердили, что люди, которые верят, что не ограничены своими природными задатками, легче и быстрее добиваются поставленных целей. Мозг пластичен, и это дает возможность менять свое мышление, свое поведение и, как следствие, свою жизнь.
Люди с установкой на данность рассматривают усилие, как нечто плохое, удел посредственностей. Те, у кого установка на рост, убеждены, что усилие – это то, что делает их лучше, умнее, профессиональнее, это часть личностного роста.
Нельзя недооценивать влияние установок, что подтверждается несколькими интересными исследованиями.
«Харизматичный босс»
Харизматичный босс
В 1985 году была основана знаменитая компания Enron, которая к 2001 году имела свои представительства в 40 странах, в ней работало более 22 тысяч сотрудников. Эту компанию долгие годы считали самой передовой в области электроэнергии, газоснабжения, связи и пр. 6 лет подряд Fortune присваивал ей звание самой инновационной компании Америки.
Основой ее корпоративной культуры был «культ таланта». Enron привлекала только талантливых сотрудников, добившихся успеха. А культура компании внушала им мысль о собственной уникальности, ожидания от них небывалых открытий и прорывов. По мнению М. Гладуэлла (обозревателя New Yorker), именно это и привело к тому, что в 2001 году компания обанкротилась.
Ее корпоративная культура внушала сотрудникам установку на данность. Они верили, что у них есть необычайные способности и это привело к страху ошибки, оценки, неспособности рисковать и неумению преодолевать свои неудачи. Люди с установкой на данность живут по принципу «все или ничего». Если у них не получается что-то с первого раза, то легче это бросить, отказаться от борьбы, чтобы никто не узнал о том, что они не идеальны.
Джим Коллинз, американский бизнес-консультант и исследователь, анализируя успешность той или иной компании, пришел к интересному выводу: руководители, которые привели свои компании к величию, не были «харизматичными боссами», убежденными в своих уникальных талантах.
Они часто сомневались, умели смотреть правде в глаза, признавали свои ошибки, но верили, что, провалившись сегодня, они смогут стать лучше и «добрать» нужных навыков. Они продолжали двигаться к своим целям, потому что у них была установка на рост.
«Сила МРТ»
Другое нейропсихологическое исследование выявило интересную закономерность. Томография мозга у испытуемых с разными установками имеет свои отличия:
- у людей с установкой на данность мозг наиболее активен в тот момент, когда они получают оценку своей деятельности;
- у людей с установкой на рост – когда получают информацию о том, что в следующий раз можно сделать лучше.
То есть их мозг активизируется, когда они начинают размышлять, анализировать свою ошибку, находят варианты, как преодолеть препятствие и добиться цели при следующей попытке. Они сосредоточены на обучении.
Люди с установкой на данность сконцентрированы на уже полученном результате и даже не рассматривают возможность дальнейшего развития. Для них законченное и проваленное задание – это «конец игры». Для людей с установкой на рост, провал – это начало следующего «раунда».
«Застенчивая девушка»
Застенчивость
Дженнифер Биэр, исследуя несколько сотен людей, выявила другую закономерность. Она отобрала испытуемых, имеющих такую черту характера, как застенчивость, которая встречалась как у людей с установкой на данность, так и с установкой на рост.
Но эксперимент был не в этом. Дж. Биэр исследовала, как застенчивые испытуемые ведут себя в неприятной для них ситуации – при первом знакомстве.
Все они чувствовали скованность и смущение в первые минуты общения с незнакомым человеком. Но люди с установкой на рост уже после 5 минут взаимодействия начинали чувствовать себя более расслабленно и демонстрировать хорошие коммуникативные навыки, что в итоге привело к успешному знакомству. Люди с установкой на данность не смогли преодолеть свою застенчивость.
«Ты проиграл»
Люди с установкой на данность хуже преодолевают препятствия на пути к цели. Когда они сталкиваются со сложностями, допускают ошибку или терпят неудачу, то сразу приходят к выводу: «У меня нет к этому способностей». У них резко падает внутренняя мотивация, они бросают начатое. Такое поведение – это защитный механизм психики. Чтобы не травмировать свое эго, человек решает вообще не действовать, придя к выводу: «Это не мое».
При установке на рост наблюдается кардинально противоположная картина. Такие люди воспринимают неудачу, как часть развития. Они не считают ошибки провалом или катастрофой, а извлекают из них урок и продолжают двигаться к намеченной цели. И в итоге добиваются больших успехов.
«Школьники и пазлы»
Успех у детей
Установки формируются под влиянием внешних обстоятельств, они не врожденные. И это хорошая новость, которая означает, что эти установки можно менять в любом возрасте. Более того, они действуют здесь и сейчас.
К. Двек, вместе со своей коллегой Клавдией Мюллер выбрали около 400 детей, изучая влияние установки на рост и данность, чтобы подтвердить их связь с успешностью. Так, часть испытуемых, которые хорошо собрали пазлы, получали похвалу: «Ты так быстро справился с заданием! У тебя настоящий талант!». Это была установка на данность. Другая часть получала похвалу в виде установки на рост: «Ты хорошо постарался и приложил много усилий, чтобы достигнуть успеха».
Как дальше вели себя дети с разными установками?
- когда участникам предложили выбрать другой пазл, дети с установкой на данность предпочли более простой, а с установкой на успех – более сложный;
- когда участникам дали сложное задание, дети с установкой на данность показали худшие результаты, чем вторая группа;
- когда участников спросили, как, по их мнению, они справились, дети с установкой на данность врали в 3 раза больше и преувеличивали свои способности, тогда как ребята с установкой на рост могли спокойно признать, что не справились.
Успех – это достижение значимых для человека целей. Он во многом зависит от установок, которые у него есть. Но в отличие от генетической предрасположенности, установки – это не что-то врожденное. В любом возрасте человек может их изменить.
Для этого нужно, во-первых, понимать, как установка на рост и на данность влияет на успех. Во-вторых, важно самостоятельно формировать у себя правильную установку. Не мыслить категориями: «дано – не дано», «талантливый – посредственный», а понимать, что при усердии и настойчивости можно добиться цели и не так важно, сколько ошибок будет при этом совершенно.