11:53
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Психология успешного человека

Психология неудач

Содержание

Многих терзает вопрос: «Как не проиграть?», потому что мало кто хочет потерпеть поражение в деле, которое для него важно. Более того, многие не готовы терпеть неудачу даже в том, что не так значимо для их жизни, потому что хочется считать себя победителем. Но в реальности все проигрывают. Хотя бы раз. И лучше задавать вопрос: «Как проиграть правильно?», ведь оказывается, умение проигрывать – важный навык в достижении успеха.

Что происходит с мозгом, когда человек терпит поражение

Поражение

Ошибки и неудачи – это то, чего человек старается избегать, потому что они приносят много неприятных для него последствий: страдает его эго, появляются сомнения в себе, тревога, неуверенность. В социальной среде человек, который потерпел поражение, считается «неудачником», а тот, у которого все получилось с первого раза – «достойным похвалы». Из-за этой установки у многих людей формируется страх неудачи.

Неудача переживается как состояние фрустрации – негативных переживаний, с которыми сталкивается человек в тот момент, когда осознает, что между ним и реализацией его потребностей стоит непреодолимое препятствие.

Например, человек поставил цель – получить повышение, много работал для этого, но в конце года оказалось, что должность досталась его коллеге, который часто брал больничный, перекладывал ответственность на других и не особо старался преуспеть.

Сотрудник, не получивший должность, переживает фрустрацию, которая может привести либо к гневу, либо к депрессии, потому что он столкнулся лицом к лицу со своим поражением. В такие моменты у него повышается уровень кортизола – одного из «гормонов стресса».

Причина проста: мозг воспринимает неудачу как угрозу существованию. Он этому «научился» еще в те далекие времена, когда потерпеть неудачу в момент, когда человека преследует саблезубый хищник, действительно угрожало жизни.

Хищник

Кортизол и польза ошибок

Сам по себе кортизол не вреден. Выработка кортизола – это сформированный эволюцией механизм, который заставляет человека в дальнейшем избегать аналогичных ситуаций. Установлено, что кортизол, если он вырабатывается непродолжительное время, даже полезен.

Переживание собственных неудач имеет ряд положительных аспектов:

  • делает человека более адаптивным к меняющимся условиям;
  • улучшает внимание, координацию, выносливость и стимулирует мыслительные процессы;
  • формирует навык преодоления;
  • помогает научиться справляться с фрустрацией, и меняет к ней отношение.

Ключевым фактором «пользы» кортизола является непродолжительность его воздействия. В идеале так оно и есть. Его выброс происходит в момент, когда человек осознал свою неудачу и прекращается достаточно быстро, потому что неудача – это лишь короткий миг.

Но в реальности этого не происходит, потому что люди начинают зацикливаться на ошибке или проигрыше, постоянно думать о своем провале. А для психики не важно, происходит он здесь и сейчас или был неделю назад. Более того, когда человек, думает, как он 20 лет назад опозорился или потерпел сокрушительный провал – в его организме вырабатывается кортизол точно так же, как и в то далекое время.

Человек испытывает стресс, который, приобретая хроническую форму, приводит к постоянному напряжению, истощению нервной системы, снижению иммунитета и пр.

Чтобы этого не происходило важно научиться правильно воспринимать ошибки и не зацикливаться на них, чтобы извлекать пользу, но избегать негативных последствий.

На ошибках учатся: правда или миф

Обучение через ошибки

Фраза «На ошибках учатся» так долго повторялась, стала настолько избитой, что утратила какую-либо смысловую нагрузку и стала казаться утешением для «неудачников». Чтобы разобраться так это или нет, нужно обратиться к современным научным данным и затронуть еще одну важную тему, которая сейчас сильно популяризирована: пластичность мозга. Все о ней говорят, но не все знают, что это на самом деле.

Нейропластичность – это свойство мозга, которое выражается в его способности формировать новые нейронные связи и реорганизовывать старые. Говоря простыми словами, когда человек получает новую информацию или овладевает каким-то навыком, у него формируется новая нейронная сеть или даже увеличиваются целые области мозга.

Есть и другие свойства пластичности. Если человек утратил какую-то функцию вследствие повреждения нейронных связей, их чаще всего можно восстановить. А если их повреждения носят фатальный характер, то у нейронных сетей есть еще одно качество – другие области мозга могут компенсировать утраченные функции, «взяв» их на себя. В нейропсихологии этот факт не нов, на нем основана вся система реабилитации, например, после инсульта.

При чем тут способность к обучению и почему важны ошибки?

Долгое время в науке существовала теория, что обучение основано на изменении силы синапсов (связей между нейронами). Этот принцип разработал Дональд Хебб.

Дональд Хебб

Если два нейрона активны в одно время, то их связь усиливается – так создается цепочка нейронов (на практике это целая уникальная сеть).

Но, по факту, нейропластичность – это не только усиление синапсов, но и их ослабление (депрессия синапсов). И сейчас в науке все больше говорят о том, что именно способность ослабления играет ключевую роль в обучении и работе памяти. Сторонники этой теории: Ричард Докинз, Жан-Пьер Шанжё, Данте Чиалво, Пер Бак и др.

Когда человек совершает какие-то действия, внешняя среда служит цензором и главным критиком. Получая негативную обратную связь, то есть совершая ошибки, мозг «регистрирует» их и «разрывает» нейронные связи, которые к ним привели, то есть удаляет лишнее, чтобы человек больше не совершал ошибок и повышал эффективность своей деятельности.

Вывод прост: если не совершать ошибки, то невозможно по-настоящему хорошо овладеть какими-то навыками или знаниями. Мозгу нужно видеть, что он делает не так, чтобы перестать это делать.

И с этой точки зрения теория Кэрол Двек об установке на рост и данность выступает в новом свете. Люди с установкой на рост:

  • способны адекватно воспринимать критику;
  • не игнорируют свои ошибки, а умеют их признавать, при этом не позволяя неудачам влиять на свою самооценку;
  • более успешны в обучении и усвоении нового.

А еще эти люди более успешны благодаря своим ошибкам. Этот вывод подтвердили эксперименты Джейсона Мозера. С помощью энцефалограммы он регистрировал сигналы, которые участвуют в обработке ошибок, и пришел к нескольким выводам. Во-первых, люди с «гибким» мышлением более сосредоточены на ошибках. Мозг сразу начинает их анализировать. Во-вторых, благодаря этому, после совершения ошибки, повышается точность последующих ответов.

Почему люди сдаются при первой неудаче

Первые шаги

Несмотря на «пользу» ошибок, многие люди опускают руки при первом поражении. Это происходит из-за когнитивного искажения: человек убежден, что у него все должно получиться с первого раза. Это заблуждение, потому что на самом деле так бывает очень редко.

Все получается с первого раза только в том случае, если изначальная задача была слишком легкой. Что характерно, в этом случае и ее достижение не приносит яркого эмоционального всплеска от победы – при легких задачах дофамин практически не вырабатывается.

Если задача сложная, то она требует усилий, особенно, если человек что-то делает первый раз. Когда ребенок учится ходить, падать много раз – это нормально. Когда он начинает учиться считать – 100 раз дать неправильный ответ, это тоже нормально.

Но, почему-то, когда человек впервые пытается начать свое дело или решить сложную стратегическую задачу, ошибаться и терпеть поражение считается неправильным. В этом и заключается когнитивное искажение.

Анализ жизни успешных людей показал, что они терпят не меньше неудач, чем и остальные. Однако они продолжали действовать, пока не добьются успеха. Люди, которые боятся ошибаться, реже проявляют инициативу, меньше рискуют и меньше пробуют добиться более сложных целей. В итоге они реже достигают успеха.

Люди, которые не испытывают страха ошибок, а относятся к ним легко, на протяжении жизни совершают больше попыток чего-то добиться, проваливаются, совершают новые попытки, с учетом анализа прошлых ошибок и в итоге достигают поставленных целей.

Как преодолевать неудачи и продолжать действовать

Преодоление неудач

Ошибки и неудачи будут всегда. Это нельзя изменить, потому что далеко не все зависит от человека, потому что на успех в том или ином деле также влияют внешние обстоятельства. Однако навык правильно воспринимать свои ошибки значительно повышает возможность добиться поставленных целей.

Чтобы не позволять фрустрации влиять на эффективность своей деятельности, важно:

  • преодолевать страх неудачи – подумайте, чего именно вы боитесь, и оцените, насколько негативные последствия реальны, а также продумайте, с помощью чего вы сможете их избежать, если они, все же, наступят;
  • иметь четкий план достижения цели – если у вас правильно и четко сформированы сложные цели и шаги к их достижению, это значительно повышает ваши шансы на успех (исследования Локк Э. А., Шоу К. Н., Саари Л. М. и Латам Г. П.);
  • иметь четкий план на случай провала – при постановке цели всегда следует учитывать, что будет, если вы ее не добьетесь, а знание того, что у вас есть четкий план действий на этот случай, снизит тревожность и страх неудачи;
  • не зацикливаться на поражении – постоянные мысли о неудаче вызывают повышение уровня кортизола и, как следствие, хронический стресс, снижают работоспособность (исследования Любомирский, С., Бем, Дж. К., Касри, Ф., и Зем, К.,2011).

Также важно помнить о когнитивных искажениях, которые происходят из-за поражения. Например, исследования установили, что люди, которые один раз столкнулись с неудачей, начинают воспринимать поставленную цель, как очень сложную и недостижимую. Но это иллюзия, потому что цель никак не изменилась после провала. Изменилось только ее восприятие.

Другое искажение – при первом провале повышается вероятность допущения новой ошибки. К. Макгонигал назвала это эффектом «Какого черта!». Суть в том, что человек допустив ошибку, сразу же решает, что провалился, и своими действиями только усугубляет положение (эксперимент Janet Polivy, 2011). Важно помнить, что допущенная ошибка не может полностью перечеркнуть весь результат, нужно просто продолжать действовать с учетом полученного опыта.

Таким образом ошибки могут как помешать успеху, так и помочь в его достижении. Весь вопрос в личностном отношении человека к своим неудачам.

Центральная задача образования – воспитать желание и способность учиться; образовательная система должна производить не обученных, а обучающихся людей. Истинно гуманное общество есть общество обучающееся, в котором учащимися являются одновременно и деды, и отцы, и дети. Во времена крутых перемен будущее принадлежит тем, кто способен учиться. Именно такие люди обычно оказываются способными выжить в мире, которого больше нет. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176523323
Умерли за год
58008889
Родились за год
142712134