21:22
Пробки:   5
$
93.2918
99.5609

Психология успешного человека

Психология управления временем

Содержание

Эффективность и успешность человека зависит не только от его компетенций и правильно поставленных целей, но еще и от того, насколько он умеет владеть временем и распределять его. Как время связано с деньгами и как научиться управлять одним, чтобы начать управлять вторым?

«Время – деньги?»

Связь денег и времени

Хотя время – это просто ресурс, он неотъемлемо связан с деньгами и успешностью в целом. Люди отдают свое время и получают за это деньги. Но, одновременно с этим, они отдают деньги, чтобы получить время.

Например, человек проработал 8 часов и заработал определенную сумму денег. На них он купил себе кроссовки или часы. Получается, что 8 часов его жизни равны кроссовкам. И кажется, что чем больше тратишь времени на работу, тем больше можешь позволить себе купить разных вещей.

Но схема «чем больше работаешь – тем больше зарабатываешь» далека от реальности, особенно, если человек хочет в значительной степени улучшить свое материальное положение. Но в какой-то момент человек достигает своего предела и физически не может работать дольше.

Для увеличения прибыли ему нужно выбрать одну или несколько стратегий, например, повысить стоимость часа своего работы или «использовать» время других: наемных сотрудников или помощников, которым он может делегировать свои полномочия.

Иногда вы можете столкнуться с чувством несправедливости из-за того, что большая часть вашего времени уходит на решение незначительных задач, тогда как истинную эффективность приносят всего несколько часов работы.

Или вы замечаете, что 80% прибыли вашей компании обеспечивает всего 20% сотрудников, а что тогда делают все остальные, и почему вы платите за их время, которое не приносит вам значительного вклада? Все дело в Принципе Парето.

Что такое Принцип Парето

Его открыл Вильфредо Парето, хотя изначально речь шла о теории элит. Если взять 10 тысяч и разделить их поровну между 5 людьми, то, спустя какое-то время окажется, что 20% из них будут владеть 80% этой суммы. 80% участников потратят свои деньги, а другие их приобретут спустя какое-то время.

Причем, скорее всего, «богатыми» окажутся те люди, которые уже умеют управлять своим временем и деньгами. Потому что, если у человека нет навыка копить и распределять свои ресурсы, даже повышение зарплаты не поможет ему накопить, зато увеличит его траты.

Принцип Парето

Сейчас Принцип Парето активно используется в тайм-менеджменте. Его следует воспринимать не как статистическую вероятность и правило, которое «всегда действует», а как полезный инструмент для повышения собственной эффективности и ее оценки.

Ответьте себе на вопрос:

  • какие 20% действий приносят 80% результата – так вы поймете, как правильно расставлять приоритеты и с чего начинать свой день, ведь сделав самое важное, вы испытаете выброс дофамина, и весь оставшийся день будете замотивированы;
  • какие 20% клиентов приносят 80% прибыли – лучше тратить свое время на работу с ними или на поиск аналогичных клиентов;
  • какие 20% инвестиций приносят 80% дохода – увеличивайте именно их;
  • какие 20% дел делают вас на 80% счастливее, то есть наполняют ресурсом – это то, что действительно значимо для вас, а значит, от этого важно не отказываться.

Принцип Парето – это просто соотношение, оно не всегда точное, но оно точно «работает», особенно, если вы хотите разобраться, куда уходит ваше время.

Заведите «дневник времени» – один день или неделю записывайте все, что вы делаете и как долго (используйте таймер). Каждый день считайте общую сумму: если у вас не получилось 24 часа, значит вы что-то не учли. И, возможно, это «что-то» очень важно.

Оцените полученный результат. Может оказаться, что 80% времени тратится впустую: не приносит прибыли или удовольствия. Найдите способы, как отказаться от ваших личных хронофагов.

Деньги и свободное время

Высвобождение свободного времени

Несмотря на научно-технический прогресс, люди по-прежнему продолжат очень много работать. По статистике 2020 года, средний россиянин проводит на работе 1874 часа в течение года.

Профессор Элизабет Данн, которая изучала вопрос, почему купленные вещи перестают приносить удовольствие (гедонистическая адаптация), постаралась выявить, какие траты не подвержены затуханию эмоций.

По ее мнению, услуги няни, клининговых компаний, доставки, такси – это вовсе не роскошь, как многие привыкли думать. Из-за того, что люди значительную часть времени проводят на работе, они все время чувствуют его дефицит, желая растянуть сутки, чтобы все успеть.

Нехватка времени вызывает хронический стресс и снижение продуктивности, что в долгосрочной перспективе приводит к эмоциональному выгоранию и совершению большего числа ошибок.

Но деньги, с помощью которых люди «выкупают» свое свободное время, могут исправить эту проблему. Свободные часы можно потратить на общение с близкими, на 20% дел, которые приносят 80% удовольствия, на обучение и саморазвитие.

В перспективе все это повышает самоэффективность человека и увеличивает его шансы добиться успеха.

Техники эффективного тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент

Основы тайм-менеджмента – это полезный инструмент для управления собственными делами и, что важнее, временем. Все они сводятся к простому умению планировать и распределять свои ресурсы. Что для этого нужно?

Не опаздывайте

Если человек постоянно опаздывает и ничего не успевает, то проблема не в целях, а в их количестве и неправильном распределении. По мнению Дианы Де Лонзор, такие люди, как минимум, оптимисты. Они верят, что за час успеют позавтракать, одеться, заехать в магазин и успеть на важную встречу.

Возможно, эта вера связана с тем, что:

  • как-то раз они действительно это смогли;
  • они слишком переоценивают свои способности;
  • они слепо верят в удачное стечение обстоятельств.

Удача – важный фактор успеха, но при планировании на нее нельзя рассчитывать. Даже если кажется, что постоянные опоздания не влияют на вашу жизнь, пунктуальность – важный навык, овладение которым не только прокачивает силу воли (которая универсальна, она либо есть, либо ее нет), но и дисциплинирует, учит распределять свое время.

Как правило, у людей, которые часто опаздывают, слишком сильно искажено восприятие времени. Но это легко исправить. Начните фиксировать все свои опоздания на бумаге или в телефоне. Отражайте насколько вы опоздали (или насколько пришли раньше).

Спустя неделю выведите среднее значение – так вы поймете, насколько в среднем вы ошибаетесь. Начните учитывать свою ошибку в планировании и распределении времени. Через неделю оцените, насколько вы стали правильнее рассчитывать время.

Откажитесь от многозадачности

«Цезарь может делать три дела одновременно: и писать, и смотреть, и слушать».

Популярность этого факта привела к культу многозадачности и убежденности, что чтобы стать великим и добиться успеха нужно развивать в себе эту способность. Но с точки зрения нейробиологии это в принципе невозможно (Эрл К. Миллер, профессор неврологии из Массачусетского технологического института).

Когда человеку кажется, что он делает несколько дел одновременно – это когнитивное искажение. На самом деле он выполняет задачи, переключаясь с одной на другую. У кого-то это выходит неплохо (дело в особенностях нервной системы, то есть ее переключаемости, и она заложена генетически), у кого-то хуже.

На самом деле, большинство плохо справляются с многозадачностью. Во-первых, они тратят больше времени на концентрацию, которую быстро теряют, потому что переключаются на другое дело, как в случае с просмотром электронной почты. Во-вторых, многозадачность снижает эффективность и приводит к увеличению числа ошибок, причем часто очевидных.

Если хотите все успеть, нужно научиться быть «антимногозадачным». Сконцентрируйтесь на одной задаче и не отвлекайтесь, пока ее не завершите: не проверяйте почту, не заглядывайте в соцсети, не начинайте прибираться на рабочем столе и пр. Это значительно увеличит вашу эффективность и позволит закончить начатое. Окончание дела приведет к улучшению настроения и повышению уровня мотивации.

Используйте матрицу Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра

Из-за активной и «навязчивой» Системы 1 люди сталкиваются с собственными ментальными ловушками. Они неосознанно берутся за срочные дела, которые сулят вознаграждение здесь и сейчас (даже если это вознаграждение – просто галочка в списке дел и самопохвала). То, что люди в первую очередь берутся за срочные задачи, а не за важные, подтвердили исследования 2018 года (публикация в «Journal of Consumer Research»).

Но для повышения самоэффективности следует выбирать дела не только по принципу «срочно – не срочно», но и «важно – не важно»:

  • в первую очередь нужно выполнять срочные и важные дела;
  • во вторую – важные, но не срочные;
  • в третью – срочные, но не важные;
  • в четвертую – не важные и не срочные.

Всегда оценивайте свои задачи с помощью матрицы Эйзенхауэра. Вы заметите, что большинство срочных дел совсем не важны – их 80%, а пользы от них всего 20%. Задумайтесь, нужно ли вообще их выполнять и можно ли найти альтернативы.

Используйте метод 90/30

Люди склонны откладывать самые сложные и неприятные дела на потом, что негативно влияет на их продуктивность. Несмотря на то, что Система 1 радуется тому, что сейчас можно не делать неприятное и часто скучное дело, мозг продолжает держать эту задачу в своем «списке» и тратить ресурсы на нее, на мысли о ней. Это вызывает негативные эмоции, стресс и демотивирует.

Чтобы справиться с этой проблемой известный журналист и владелец компании The Energy Project Тони Шварц вывел простой, но эффективный метод 90/30.

Принцип работы этого метода заключается в нескольких этапах:

  • составьте список задач, которые вы должны сделать сегодня;
  • определите самую важную, сложную и неприятную для вас;
  • поставьте ее первой в своем списке;
  • начните ее делать и не переключайтесь ни на что, пока ее не завершите;
  • если задача действительно сложная и требует много времени пообещайте себе, что будете ей заниматься ровно 90 минут;
  • по прошествии этого времени дайте себе 30 минут на полноценный отдых – без соцсетей, без решения других проблем, даже без ответа на электронные письма, просто отдыхайте, ленитесь, ничего не делайте ровно полчаса;
  • вернитесь к задаче – у вас снова есть еще 90 минут, чтобы ее сделать, за ними снова последует заслуженный отдых.

Этот метод хорош тем, что, завершив самую неприятную задачу (в тайм-менеджменте этот принцип еще называется «Съесть лягушку с утра»), вы ощутите эмоциональный подъем, уверенность в себе, и весь последующий день будете в хорошем настроении.

В тайм-менеджменте есть еще множество техник, например, методы GTD и др. Важно выбирать тот, который подходит именно вам и придерживаться его, вырабатывая навыки самоконтроля и дисциплины. Эффективное управление своим временем также важно, как и управление своими деньгами, потому что одно неотъемлемо влияет на другое.

Видеоурок