06:33
Пробки:   4
$
95.0262
104.8664

Психология делового общения

Эффективные стратегии поведения в конфликте

Содержание

Если вы хотите успешно разрешить конфликт, прежде чем действовать, важно выбрать правильную стратегию поведения. Неважно насколько вы правы, если стратегия выбрана неверно, это, в большинстве случаев, гарантирует вам провал.

5 стратегий выхода из конфликта

Стратегии выхода из конфликта (К. Томас и Р. Килман)

К. Томас и Р. Килман выделили всего 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбирая какую-то одну из стратегий, нужно исходить из положения участников конфликта и значимости цели конфликта.

Некоторые из представленных стратегий, на первый взгляд, не могут привести к желаемому исходу конфликта, но так только кажется. На самом деле, даже избегание конфликта или приспособление, может стать правильным выбором в определенных обстоятельствах.

Конкуренция (соревнование)

Это наиболее очевидный способ поведения в конфликте. Участник стремится только к победе, которая возможна лишь при поражении соперника. Для этого могут использоваться любые методы: психологическое давление, манипулирование, жесткое ограничение информации о себе, ультиматумы.

В таком споре стороны не собираются искать компромиссное решение, не готовы уступить друг другу и рассчитывают идти до конца.

Преимущество этой стратегии в том, что она направлена на удовлетворение собственных потребностей, при полном игнорировании потребностей оппонента.

Недостаток стратегии в том, что она сильно энергозатратная, предполагает настоящую психологическую борьбу, агрессивные выпады и в подавляющем большинстве случаев перечеркнет любые дальнейшие отношения с оппонентом.

Поэтому не стоит использовать эту стратегию при общении с человеком, с которым вам предстоит дальше как-то сосуществовать в одном коллективе.

Стратегия конкуренции может применяться только при ряде условий:

  • вы уверены в том, что вам хватит ресурсов для полной победы – это не только фактические преимущества, но и наличие определенных черт характера: уверенности в себе, умении действовать в стрессовой ситуации, готовность к конкуренции;
  • полная победа гораздо важнее, чем сохранение нормальных отношений с другим человеком – важно помнить, что в такой стратегии всегда есть «проигравший»;
  • предмет конфликта имеет для вас принципиальное значение и ваша цель никак не может быть достигнута путем компромисса или сотрудничества.

Стратегия конкуренции должна быть действительно оправдана. Не стоит ее использовать только ради самого факта победы, оценивайте значимость цели, к которой вы стремитесь.

Если человек всегда выбирает стратегию конкуренции, это может говорить о том, что он боится проигрыша, критики, ему важно «сохранить лицо», статус, он подвержен синдрому самозванца. В таком случае желание победить в любом конфликте становится самоцелью, способом доказать себе и другим «Я лучше вас».

Избегание (уход)

Избегание конфликта

Прямо противоположной является стратегия избегания. Она одна из самых спорных, потому что не ведет ни к победе, ни к разрешению конфликта.

Стратегия избегания выражается в том, что человек:

  • уклоняется от общения с оппонентом;
  • затягивает конфликт путем постоянного переноса встреч;
  • медлит с принятием решения;
  • не выражает свою позицию и не выдвигает требования;
  • не принимает доводы оппонента;
  • не предпринимает каких-либо активных действий для победы или урегулировании спора;
  • иногда вообще игнорирует наличие конфликта и проблемы как таковой.

Если человек постоянно выбирает именно стратегию избегания, это может говорить о его неуверенности в себе, страхе вступать в конфликт, желании быть для всех «хорошим», неспособности отстоять свою точку зрения и обозначить свои границы, неготовность защищать свои интересы.

Если часто выбирать такую стратегию, то можно потерять свой статус и уважение в коллективе. Люди начнут думать, что ваши границы можно нарушать, будут предъявлять к вам больше требований, навязывать свои стратегии.

Но есть ситуации, когда стратегия избегания будет объективно самой правильной и избавит от многих проблем.

Уход от конфликта

Уход от конфликта полезен, когда:

  • вы зависите от своего оппонента, например, он ваш начальник или он может повлиять на вашу карьеру, тогда избегание поможет вам выиграть время, чтобы найти ресурсы для своей защиты;
  • предмет конфликта для вас не важен, например, для вас не имеет значения, кто победит в споре, тогда избегание позволит вам не тратить ресурсы на бессмысленные дискуссии;
  • вы нашли возможность достичь желаемого другим путем – тогда в конфликте просто нет смысла;
  • вам нужно время, чтобы подготовиться к открытому противостоянию, получить нужную информацию, накопить ресурсы, подготовить «запасной план»;
  • ваш оппонент «конфликтная личность», главная цель которой сам спор и победа в нем, а не реальное разрешение проблемной ситуации – тогда с ним общаться бесполезно, нужно искать другие способы выхода из ситуации;
  • ваш оппонент потерял контроль над своими эмоциями, ведет себя агрессивно, тогда он не способен на конструктивный диалог, значит вам не следует тратить на него силы, нужно перенести встречу.

Приспособление

Стратегия приспособления

При этой стратегии вы берете на себя более пассивную роль, готовы поступиться своими потребностями или их частью. То есть вы вступаете в конфликт, но частично или полностью «уступаете» победу своему противнику, причем делаете это сознательно.

Если вы используете эту стратегию постоянно, она будет иметь такие же негативные последствия, как и избегание – люди начнут использовать вашу бесконфликтность в своих интересах. Но иногда именно приспособление помогает добиться долгосрочных целей, ведь девиз этой стратегии «проиграть битву, но выиграть войну».

Ситуации, в которых стоит выбирать стратегию приспособления:

  • Вашему оппоненту гораздо важнее победить, чем вам.

Например, двое сотрудников претендуют на одну должность. Допустим, вы готовы пойти на повышение, но и свое место вас устраивает, а для него это игра во «все или ничего», он всю жизнь шел к этой цели, это его мечта. Означает ли это, что вы должны из «сочувствия» ему уступить? Нет, причина выбора уступки – не сочувствие.

Дело в том, что, если для вашего соперника субъективная значимость победы гораздо выше, чем для вас, он будет использовать все свои ресурсы и идти до конца, он выберет стратегию соперничества. В какой-то момент вы откажетесь от борьбы, но время будет потеряно. Он не откажется никогда.

  • У вас намного меньше шансов на победу.

Если ваш оппонент обладает большей властью, силой, ресурсами, рычагами давления, связями, чем вы, лучше уступить ему победу, тем самым сохранив хорошие отношения и даже получить ряд привилегий «в благодарность», чем потерпеть сокрушительное поражение.

  • Затягивание конфликта мешает вашим целям.

Например, у вас конфликт с партнером по бизнесу или по проекту. Пока вы выясняете отношения ваша работа теряет эффективность или вообще может быть сорвана, нарушены дедлайны, последуют санкции.

Сорванный проект или банкротство – это последствия, из-за которых конфликт вообще теряет смысл, поэтому кто-то должен пойти на уступки, чтобы избежать больших потерь.

  • Отношения с оппонентом важнее победы.

Уступая сопернику, вы сохраняете с ним нормальные отношения, в них может даже появиться больше доброжелательности, открытости, доверия со стороны «победителя». Вы отдаете ему победу, избавляясь от негативных эмоций, траты времени, восстанавливаете нормальную атмосферу в коллективе.

Если победа в споре для вас менее значима, чем отношения с человеком, то лучше пойти на уступки, даже если у вас есть шансы выиграть, потому что побежденный противник уже не будет к вам хорошо относиться.

Компромисс

Компромисс

Эта стратегия, при которой каждый из участников готов пойти на определенные уступки, то есть отказаться от части претензий ради того, чтобы все в равной степени были удовлетворены исходом. Чаще всего компромисс рассматривается как наиболее справедливый и приемлемый вариант разрешения конфликта, потому что он помогает достичь сразу 2 целей:

  • сохранить доброжелательные отношения с участниками конфликта;
  • достигнуть своих целей, пусть и частично.

Но у компромисса есть недостатки. Во-первых, эта стратегию невозможно применить, если ваш оппонент использует тактику конкуренции. Во-вторых, нужно обладать достаточными навыками переговоров, чтобы добиться справедливого разделения «выигрыша».

В-третьих, кто-то из участников может заранее устанавливать более высокие требования, чтобы потом пойти на уступку (использовать стратегию приспособления), показав свое «великодушие».

В-четвертых, велика вероятность, что кто-то из участников посчитает, что распределение «благ» было несправедливым, поэтому продолжит искать способы победы, когда остальные будут думать, что конфликт исчерпан.

Ситуации, в которых следует использовать стратегию компромисса:

  • вам нужно достигнуть промежуточного результата и снизить накал страстей, прекратить открытую вражду;
  • предмет вашего спора неделим, и никто из участников не может предложить приемлемый выход из конфликта;
  • участники находятся в равных позициях, у всех одинаковый шанс проиграть и потерять вообще все;
  • участники не могут или не хотят уступить, но им важно сохранить отношения друг с другом.

Сотрудничество

Сотрудничество

Это выход из конфликта по принципу «win-win», при котором все участники спора остаются в выигрыше и получают желаемое. В конфликтной ситуации учитываются интересы каждой из сторон и находится наиболее оптимальное решение.

Сотрудничество – лучшая стратегия, потому что общение, начавшееся с конфликта интересов, заканчивается не просто победой. За ней часто следуют длительные партнерские отношения, направленные на взаимное процветание.

Не стоит путать эту стратегию с компромиссом, потому что цель сотрудничества – полное удовлетворение потребностей, а не частичное. Из таких конфликтов люди выходят с большим количеством ресурсов, чем у них было.

У сотрудничества есть ряд недостатков. Во-первых, такая стратегия не всегда возможна в принципе. Если потребности сторон прямо противоположны друг другу, то стоит рассчитывать только на компромисс.

Во-вторых, эта стратегия требует осознанности всех участников конфликта и их реального желания решить проблему. Все должны обладать конфликтной компетентностью или, хотя бы, стремиться к ее развитию.

Однако, реализовать стратегию сотрудничества вполне возможно, например, используя картографию конфликта.

Каждая из 5 стратегий может быть опасна для участников конфликта, если они используют их неосознанно. Но когда вы четко понимаете свои цели и ресурсы, вам будет просто выбрать наиболее приемлемый вариант действий и достигнуть своих целей.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8161026523
Умерли за год
47395929
Родились за год
116602374