01:51
Пробки:   4
$
91.0313
94.9221

Психология делового общения

Рабочий чат: психология интернет-коммуникаций

Содержание

Рабочие чаты уже давно стали частью повседневной жизни. Они задумывались как простой и эффективный инструмент обмена информацией в профессиональной среде. Но так ли они хороши на самом деле? Какие проблемы из-за них возникают? И как правильно общаться в чате с коллегами.

Страх и ненависть в рабочих чатах

Рабочие чаты

Общение – это взаимодействие людей. Оно может быть непосредственным, когда вы общаетесь друг с другом лично. А может быть опосредованным – в том числе, через различные технологии. Рабочий чат – это средство общения с коллегами и руководством, осуществляемое через интернет в режиме реального времени.

Может казаться, что чат – это просто способ передачи информации. На самом деле это отдельная среда, где общение имеет все те же цели: потребность во власти, внимании, признании, заботе, подчинении, получении новых знаний.

Обмен эмоциями, ощущение общности тоже стал частью общения в чатах. Вы наверняка замечали, как коллега так и тянется написать что-нибудь в чат накануне проверки или сложного дня.

Так ли полезны рабочие чаты? И почему из удобного средства общения они превращаются в источник постоянных стрессов, а по ненависти уступают только родительским чатам? В этом вопросе решили разобраться ребята из Basecamp. Фактически это те, кто первые вышли на рынок рабочих чатов, разрабатывая для них софт.

В своей статье основатель Basecamp разбирает все плюсы и минусы рабочих чатов (Signal v. Noise, 2016).

Плюсы общения в рабочих чатах

Общение в рабочем чате

Чаты играют важную роль в общении сотрудников, поэтому не стоит забывать об их полезных функциях:

  • чаты позволяют быстро передать нужную информацию, причем делать это оперативно;
  • общение в чате позволяет сплотиться коллективу и чувствовать сопричастность группе, это помогает реализовать потребность в принадлежности и принятии;
  • общение в чате становится частью определенной культуры рабочей группы – появляются свои шутки, сленг;
  • чаты помогают снять тревогу, потому что фактически становятся своеобразной группой поддержки, где люди могут поделиться тем, что их беспокоит (конечно, в рамках работы, хотя есть те, кто в рабочие чаты отправляют фото своей собаки, которая почему-то «хандрит»).

В целом, по мнению авторов статьи, на этом положительные стороны рабочих чатов заканчиваются.

Минусы общения в рабочих чатах

Минусы общения в чате

Негативное влияние рабочего чата многие недооценивают, а зря. Как оказалось, у этого, на первый взгляд, полезного средства общения есть весьма внушительные недостатки:

  • Работа вас больше никогда не отпускает.

Люди злоупотребляют возможностью передавать информацию в режиме реального времени. Теперь вы можете оказаться на совещании даже в полпервого ночи. Не важно, что вы находитесь дома, ваша психика занята постоянной обработкой рабочей информации и решением проблем.

Даже если вы сознательно стараетесь этого не делать, у вас плохо получится. Это то же самое, что не думать о розовом слоне, который не только стоит где-то в квартире, но еще и шлет вам бесконечные сообщения. Если его долго игнорировать он и в личке до вас доберется.

  • У вас появляется ощущение аврала.

Когда чат разрывается от сообщений, это создает впечатление срочности, вы невольно отвлекаетесь от текущих дел, хотя бы для того, чтобы убедиться в обратном. Проблема в том, что вы все равно тратите свои психологические ресурсы.

Более того, по данным исследований, чтобы вернуться к предыдущему темпу работы человеку требуется до 20 минут времени.

  • Формируется страх упустить что-то важное.

Мы все немного зависимы от гаджетов, а особенно от соцсетей. Далеко не многие могут, увидев входящее сообщение, проигнорировать его и продолжать заниматься своими делами, чтобы прочитать его позже.

Причина в том, что у нас создается впечатление, что мы упустим что-то срочное, важное, выпадем их социальный жизни и все хорошее случится без нас. Либо, что все плохое случилось, а мы и не подготовились к этому – это называется страх упущенной выгоды.

  • У участников создается ложное впечатление единодушия.

Ощущение единодушия

В рабочем чате мы ошибочно принимаем самых активных участников за большинство. Когда 5 человек высказали мысль, а 15 промолчали, подсознательно будет казаться, что все с этой мыслью согласны.

На самом деле 5 из большинства еще не видели сообщение. 3 всегда «молчуны», из них слова не вытянешь. 2 еще не определились со своим мнением, им нужно время. 4 закатили глаза и решили, что спорить бесполезно, они все равно сделают по-своему. А 1 вообще утопил телефон в ванной. Поэтому реально договориться о чем-то в чате крайне сложно.

  • Чаты приводят к искажению информации.

Короткие сообщения, опечатки, обрывки мыслей, прерываемые комментариями, отсутствие контекста, неспособность правильно передать интонацию и отделить важное от второстепенного, бесконечный поток новой информации – все это приводит к тому, что люди не понимают друг друга или понимают неправильно.

Когда вы общаетесь лично, вы получаете информацию еще и через невербальный канал. В чате такая возможность отсутствует, что повышает риск ошибок, которые приводят к нарушению эффективности работы или даже конфликтам на рабочем месте.

Принципы экологичного общения в рабочем чате

Экологичное общение в чате

Чтобы общение в рабочем чате не вызывало чувства ненависти между коллегами, а обмен информации был действительно эффективным, нужно придерживаться простых правил общения. Они основаны на принципе рациональности, культуры общения в интернете и на простом здравом смысле.

Советы по общению в рабочем чате:

  • уважайте свободное время своих коллег – общение в чате вне рабочего времени позволительно только при реальной срочности, от которой зависит эффективность работы;
  • избегайте переизбытка информации – общайтесь только по рабочим вопросам, не превращайте чат в личный форум;
  • соблюдайте принцип «одно сообщение – одна мысль» – если вы прислали целый рассказ, то велика вероятность, что не все будут его читать, а те, кто прочтут, запомнят только начало и конец;
  • не разрывайте свою мысль короткими сообщениями – она будет казаться обрывочной и трудно воспринимается;
  • раз и навсегда откажитесь от аудиосообщений – через них вы экономите свое время, но тратите время своих коллег;
  • всегда указывайте, на какой вопрос вы отвечаете – иначе ваша мысль будет вырвана из контекста;
  • не задавайте вопросы «в никуда» – обратитесь к конкретному человеку или проведите опрос;
  • не давайте односложные ответы – аргументируйте свою позицию;
  • выражайтесь, избегая двусмысленность, все, что может быть непонято – будет непонято;
  • не используйте сокращения, которые могут быть непонятны хотя бы одному из участников чата;
  • важные сообщения всегда закрепляйте, потому что через пару дней они будут потеряны в дебрях переписки;
  • поднимайте в чате только те темы, которые касаются всех или хотя бы большинства из участников – в противном случае обращайтесь в личном сообщении к коллегам;
  • если вы пишите нечто важное, обязательно убедитесь, что нужный человек это прочитал, например, попросите его подтвердить, что он вас понял;
  • соблюдайте стиль делового общения и не переходите на неформальное, если в реальности вы с коллегами так не общаетесь, помните, опосредованное общение расслабляет.

Постарайтесь не использовать чат для личного взаимодействия с коллегами. Даже вопросы организации праздников лучше выносить в отдельную группу. Так люди не будут вздрагивать и испытывать стресс, когда видят 15 сообщений в рабочем чате. Первая мысль будет о каком-нибудь аврале, а не о том, что между вами разгорелся спор по поводу подарка для бухгалтера.

От рабочих чатов отказаться невозможно. Они имеют много полезных функций. Главное – то, как вы их используете. Если можно что-то сказать человеку лично – сделайте это, иначе вы повысите шанс, что информация не дойдет до адресата или дойдет, но в искаженном виде.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8190442393
Умерли за год
7985823
Родились за год
19646538