Общение с коллегами: как выстроить контакт
Общение – неотъемлемая часть работы. Оно может стать ресурсом для профессионального роста, а может сделать обстановку на работе невыносимой. Как выстраивать отношения с коллегами?
Нужны ли хорошие отношения на работе
Отношения на работе
В большинстве случаев люди привыкли думать, что эффективность работы зависит от профессионализма сотрудников, грамотного руководства и правильной организации труда, но, при этом, упускают человеческий фактор.
Плохие отношения между сотрудниками, включая руководящее звено, могут крайне негативно сказываться на организации в целом. Люди начинают тратить время и энергию на выяснение отношений и не могут нормально сотрудничать друг с другом, что приводит к ухудшению их работоспособности.
Грамотно выстроенный доверительный контакт между сотрудниками улучшает их способность работать в команде, помогает лучше распределять ресурсы и время, заставляет их больше ценить свое место работы и гордиться ею.
Во многом умение добиться такого контакта зависит от того, насколько хорошо у вас развиты коммуникативные навыки.
Некоторым людям сложно сходиться с коллегами, другие не видят в этом необходимости, а третьи убеждены, что все вокруг их «не понимают».
Из-за этих «недопониманий» происходит большая часть конфликтов на рабочем месте, сотрудники не делятся опытом, идеями, не получают энергетической подзарядки, которая есть у коллег, добившихся близкого делового или даже дружеского контакта.
Но даже если вам трудно сходиться с новыми людьми, если не получается найти точки соприкосновения с коллегами, это еще не значит, что этому нельзя научиться. Коммуникативные навыки – это то, что развивается с каждой новой беседой, знакомством, в том числе и неудачными.
Можно ли понравиться всем (и нужно ли?)
Можно ли нравиться всем
Если у человека вызывает сильное беспокойство, что он кому-то не понравился и если он стремится к тому, чтобы нравиться совершенно всем, то это может говорить об излишней зависимости от мнения окружающих.
В то же время, если человек утверждает, что ему плевать на мнение других о себе, демонстрирует свою независимость и говорит, что он «выше этого», это может свидетельствовать о его крайней неуверенности в себе, которую он подавляет через обесценивание важности общения.
Так что на самом деле верно? У любого человека есть потребность в чувстве общности, принятии со стороны окружающих. Мы все хотим ощущать себя частью определенной социальной группы. Профессиональное сообщество или коллеги по работе – это тоже социальная группа.
Взаимодействие с коллегами может иметь несколько моделей:
- человек, который нравится всем – это плохая модель, потому что скорее всего он либо заблуждаются насчет мнения окружающих, либо настолько «удобен» для них, что с ним никогда не бывает проблем, но его редко уважают и воспринимают всерьез;
- человек, который не нравится никому – это тоже плохая модель, она говорит о том, что человек не умеет общаться в принципе или ведет себя неадекватно;
- человек, который кому-то нравится, а кому-то нет – это нормальная модель взаимодействия в обществе, весь вопрос именно в соотношении людей, с которыми вы способны выстроить доверительный контакт, и с которыми не способны.
Почему невозможно нравиться всем и почему об этом не стоит беспокоится? Все дело в механизме социального восприятия (восприятие одного человека другим).
Основы социального восприятия
Социальное восприятие
При встрече с кем-то мы строим взаимоотношения не с человеком, с образом, который у нас сформировался о нем.
Сформированный образ строится на основе:
- черт характера, которые есть у нас и у этого человека, это то, чем два человека похожи друг на друга (около 50%);
- черт характера, которые есть у нас, но нет у другого человека, то есть мы приписываем ему свои же мысли, чувства, недостатки или достоинства (около 10%);
- черт характера, которые есть у него, но нет у нас, то, чего нам самим недостает (около 10%);
- черт характера, которых нет ни у нас, ни у него, но мы убеждены, что у него они есть из-за стереотипов, неправильного первого впечатления, слухов, установок (около 30%).
Когда вы не нравитесь какому-то человеку, это значит, что ему не нравиться образ, который он сам же и сформировал о вас. Этот образ лишь на половину соответствует реальности.
В то же время, когда кто-то не нравится вам, то следует подумать, как был сформирован отталкивающий образ и действительно ли вы знаете этого человека по-настоящему. В среднем где-то 40% образа – не соответствует действительности.
В этой статистике речь не идет о близких людях, которых вы знаете всю жизнь, скорее о ваших знакомых, коллегах.
Как вызвать доверие у окружающих: простые советы
Доверие у людей
Существуют универсальные техники, которые помогают наладить контакт между людьми, будь то ваши коллеги, подчиненные, руководители, партнеры по бизнесу, в том числе и потенциальные. Главное, использовать эти техники правильно.
Всегда ли эти техники работают? Важно понимать, что, если в целом вы ведете себя агрессивно и неприятно, они не помогут наладить отношения.
Важно, чтобы вы искренне хотели выстроить доверительный контакт, потому что подсознание до 80% информации считывает из невербальных источников. Если вы притворяетесь, то собеседник, как минимум, почувствует напряжение и подвох. Как максимум, если у него хорошо развит эмоциональный интеллект или есть психологическое образование – он поймет, что вы пытаетесь им манипулировать.
Простые советы для выстраивания контакта.
Держитесь удобной для собеседника дистанции
Несмотря на то, что пространство между людьми условно разделено на различные зоны, у разных людей личное пространство всегда индивидуально. Кто-то подходит достаточно близко и чувствует себя комфортно. А другим ваше вторжение покажется угрожающим, неприятным, они захотят отстраниться.
Понять личное пространство собеседника не сложно – обратите внимание, насколько близко он встает рядом с вами (конечно, речь идет не о ситуации, когда вы в переполненном вагоне метро).
Примерно оцените, насколько человек далеко от вас и придерживайтесь комфортной для него дистанции.
Что интересно, люди, которые предпочитают держать дистанцию, чаще склонны либо к агрессии, либо к безразличию по отношению к вам, либо к страху – не только потому, что воспринимают вас, как угрозу, но и потому, что боятся сближаться, раскрываться, боятся быть отвергнутыми.
Трогайте, но не всех
Прикосновения
В большинстве статей из интернета можно прочитать, что прикосновение к собеседнику вызовет у него симпатию к вам и повысит доверие. Это крайне опасное заблуждение. Как и с личным пространством, люди по части прикосновений крайне индивидуальные.
Для справки: это зависит от того, как человека воспитывали. Если в семье не были приняты объятья, поцелуи, пощипывания, касания – ему будет крайне неуютно, даже если вы просто похлопаете его по плечу, проходя мимо.
Трогая таких людей, вы можете вызывать у них антипатию, желание меньше общаться с вами.
Так как понять, что делать? Действуйте, как психологи – наблюдайте за поведением собеседника. Если он подходит к вам достаточно близко и чувствует себя свободно, если активно жестикулирует, нагибается к вам, если спокойно и уверенно пожимает руку, значит этот человек «контактный».
НЕ копируйте его позу
Отзеркаливание
Еще один «популярный» совет, который в реальности может крайне усложнить вам общение. Да, копирование поведения заставляет человека воспринимать вас, как «своего». И нет, не нужно этого делать, потому что это сложный навык, которому практически нельзя научиться, не обладая сильно развитой эмпатией.
Почему бессмысленно отзеркаливать позу собеседника:
- во-первых, он это заметит и очень мало шансов, что он не читал те же статьи, что и вы;
- во-вторых, без развитой эмпатии вы сделаете это неестественно, человек подсознательно заметит несоответствие вербальных и невербальных сигналов и у него укрепится недоверие к вам, даже если он не поймет почему именно;
- в-третьих, копировать позу бессмысленно, потому что она лишь один из компонентов отзеркаливания.
Хороший психолог начинает копировать тембр голоса, манеру и скорость речи, интонацию своего клиента, даже то, с какой частотой тот дышит. И все это нужно только для того, чтобы оказаться с ним «на одной волне».
Это сложный навык, который, как правило, есть у всех людей с хорошо развитым эмоциональным интеллектом и эмпатией. Поэтому лучше просто даже не пытаться это делать специально.
Представьте ситуацию, ваш собеседник сидит в закрытой позе, сложив руки на груди. Если вы повторите за ним, то вряд ли это поможет вам наладить контакт. Будут просто два человека, которые не хотят друг с другом разговаривать и вообще не понимают, что они тут делают. Что действительно стоит делать, так это стараться быть с собеседником на одном уровне глаз.
Используйте феномен «взаимной симпатии»
Симпатия
Доказано, когда человек думает, что нравится кому-то, у него начинают возникать взаимные чувства к этому человеку, появляется симпатия.
Был проведен интересный эксперимент. Испытуемым говорили, что они нравятся кому-то из остальной группы, хотя это была выдумка. Далее следовало общение между участниками группы.
Потом испытуемых спросили, кто из других людей им понравился больше всего. В подавляющем большинстве случаев они назвали тех же людей.
Залог успешного общения – искренний интерес и симпатия к собеседнику. Этого можно достигнуть, даже если вам этот человек не очень нравится, а вы не обладаете актерскими данными.
Секрет прост – найдите у собеседника черту, которой вы искренне восхищаетесь, вспомните его поступок, вызывающий уважение. Посмотрите на человека через призму именно этих мыслей и ваше отношение к нему изменится. Его подсознание это «поймет» и он начнет отвечать вам взаимностью.
Это далеко не все техники общения, но даже используя только их, вы значительно повысите шансы на выстраивание доверительного контакта с собеседником. Вы начнете подавать ему невербальные сигналы о том, что общение с вами безопасно и что вы можете его понять.