06:12
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Психология делового общения

Общение с коллегами: как выстроить контакт

Содержание

Общение – неотъемлемая часть работы. Оно может стать ресурсом для профессионального роста, а может сделать обстановку на работе невыносимой. Как выстраивать отношения с коллегами?

Нужны ли хорошие отношения на работе

Отношения на работе

В большинстве случаев люди привыкли думать, что эффективность работы зависит от профессионализма сотрудников, грамотного руководства и правильной организации труда, но, при этом, упускают человеческий фактор.

Плохие отношения между сотрудниками, включая руководящее звено, могут крайне негативно сказываться на организации в целом. Люди начинают тратить время и энергию на выяснение отношений и не могут нормально сотрудничать друг с другом, что приводит к ухудшению их работоспособности.

Грамотно выстроенный доверительный контакт между сотрудниками улучшает их способность работать в команде, помогает лучше распределять ресурсы и время, заставляет их больше ценить свое место работы и гордиться ею.

Во многом умение добиться такого контакта зависит от того, насколько хорошо у вас развиты коммуникативные навыки.

Некоторым людям сложно сходиться с коллегами, другие не видят в этом необходимости, а третьи убеждены, что все вокруг их «не понимают».

Из-за этих «недопониманий» происходит большая часть конфликтов на рабочем месте, сотрудники не делятся опытом, идеями, не получают энергетической подзарядки, которая есть у коллег, добившихся близкого делового или даже дружеского контакта.

Но даже если вам трудно сходиться с новыми людьми, если не получается найти точки соприкосновения с коллегами, это еще не значит, что этому нельзя научиться. Коммуникативные навыки – это то, что развивается с каждой новой беседой, знакомством, в том числе и неудачными.

Можно ли понравиться всем (и нужно ли?)

Можно ли нравиться всем

Если у человека вызывает сильное беспокойство, что он кому-то не понравился и если он стремится к тому, чтобы нравиться совершенно всем, то это может говорить об излишней зависимости от мнения окружающих.

В то же время, если человек утверждает, что ему плевать на мнение других о себе, демонстрирует свою независимость и говорит, что он «выше этого», это может свидетельствовать о его крайней неуверенности в себе, которую он подавляет через обесценивание важности общения.

Так что на самом деле верно? У любого человека есть потребность в чувстве общности, принятии со стороны окружающих. Мы все хотим ощущать себя частью определенной социальной группы. Профессиональное сообщество или коллеги по работе – это тоже социальная группа.

Взаимодействие с коллегами может иметь несколько моделей:

  • человек, который нравится всем – это плохая модель, потому что скорее всего он либо заблуждаются насчет мнения окружающих, либо настолько «удобен» для них, что с ним никогда не бывает проблем, но его редко уважают и воспринимают всерьез;
  • человек, который не нравится никому – это тоже плохая модель, она говорит о том, что человек не умеет общаться в принципе или ведет себя неадекватно;
  • человек, который кому-то нравится, а кому-то нет – это нормальная модель взаимодействия в обществе, весь вопрос именно в соотношении людей, с которыми вы способны выстроить доверительный контакт, и с которыми не способны.

Почему невозможно нравиться всем и почему об этом не стоит беспокоится? Все дело в механизме социального восприятия (восприятие одного человека другим).

Основы социального восприятия

Социальное восприятие

При встрече с кем-то мы строим взаимоотношения не с человеком, с образом, который у нас сформировался о нем.

Сформированный образ строится на основе:

  • черт характера, которые есть у нас и у этого человека, это то, чем два человека похожи друг на друга (около 50%);
  • черт характера, которые есть у нас, но нет у другого человека, то есть мы приписываем ему свои же мысли, чувства, недостатки или достоинства (около 10%);
  • черт характера, которые есть у него, но нет у нас, то, чего нам самим недостает (около 10%);
  • черт характера, которых нет ни у нас, ни у него, но мы убеждены, что у него они есть из-за стереотипов, неправильного первого впечатления, слухов, установок (около 30%).

Когда вы не нравитесь какому-то человеку, это значит, что ему не нравиться образ, который он сам же и сформировал о вас. Этот образ лишь на половину соответствует реальности. 

В то же время, когда кто-то не нравится вам, то следует подумать, как был сформирован отталкивающий образ и действительно ли вы знаете этого человека по-настоящему. В среднем где-то 40% образа – не соответствует действительности.

В этой статистике речь не идет о близких людях, которых вы знаете всю жизнь, скорее о ваших знакомых, коллегах.

Как вызвать доверие у окружающих: простые советы

Доверие у людей

Существуют универсальные техники, которые помогают наладить контакт между людьми, будь то ваши коллеги, подчиненные, руководители, партнеры по бизнесу, в том числе и потенциальные. Главное, использовать эти техники правильно.

Всегда ли эти техники работают? Важно понимать, что, если в целом вы ведете себя агрессивно и неприятно, они не помогут наладить отношения.

Важно, чтобы вы искренне хотели выстроить доверительный контакт, потому что подсознание до 80% информации считывает из невербальных источников. Если вы притворяетесь, то собеседник, как минимум, почувствует напряжение и подвох. Как максимум, если у него хорошо развит эмоциональный интеллект или есть психологическое образование – он поймет, что вы пытаетесь им манипулировать.

Простые советы для выстраивания контакта.

Держитесь удобной для собеседника дистанции

Несмотря на то, что пространство между людьми условно разделено на различные зоны, у разных людей личное пространство всегда индивидуально. Кто-то подходит достаточно близко и чувствует себя комфортно. А другим ваше вторжение покажется угрожающим, неприятным, они захотят отстраниться.

Понять личное пространство собеседника не сложно – обратите внимание, насколько близко он встает рядом с вами (конечно, речь идет не о ситуации, когда вы в переполненном вагоне метро).

Примерно оцените, насколько человек далеко от вас и придерживайтесь комфортной для него дистанции.

Что интересно, люди, которые предпочитают держать дистанцию, чаще склонны либо к агрессии, либо к безразличию по отношению к вам, либо к страху – не только потому, что воспринимают вас, как угрозу, но и потому, что боятся сближаться, раскрываться, боятся быть отвергнутыми.

Трогайте, но не всех

Прикосновения

В большинстве статей из интернета можно прочитать, что прикосновение к собеседнику вызовет у него симпатию к вам и повысит доверие. Это крайне опасное заблуждение. Как и с личным пространством, люди по части прикосновений крайне индивидуальные.

Для справки: это зависит от того, как человека воспитывали. Если в семье не были приняты объятья, поцелуи, пощипывания, касания – ему будет крайне неуютно, даже если вы просто похлопаете его по плечу, проходя мимо.

Трогая таких людей, вы можете вызывать у них антипатию, желание меньше общаться с вами.

Так как понять, что делать? Действуйте, как психологи – наблюдайте за поведением собеседника. Если он подходит к вам достаточно близко и чувствует себя свободно, если активно жестикулирует, нагибается к вам, если спокойно и уверенно пожимает руку, значит этот человек «контактный».

НЕ копируйте его позу

Отзеркаливание

Еще один «популярный» совет, который в реальности может крайне усложнить вам общение. Да, копирование поведения заставляет человека воспринимать вас, как «своего». И нет, не нужно этого делать, потому что это сложный навык, которому практически нельзя научиться, не обладая сильно развитой эмпатией.

Почему бессмысленно отзеркаливать позу собеседника:

  • во-первых, он это заметит и очень мало шансов, что он не читал те же статьи, что и вы;
  • во-вторых, без развитой эмпатии вы сделаете это неестественно, человек подсознательно заметит несоответствие вербальных и невербальных сигналов и у него укрепится недоверие к вам, даже если он не поймет почему именно;
  • в-третьих, копировать позу бессмысленно, потому что она лишь один из компонентов отзеркаливания.

Хороший психолог начинает копировать тембр голоса, манеру и скорость речи, интонацию своего клиента, даже то, с какой частотой тот дышит. И все это нужно только для того, чтобы оказаться с ним «на одной волне».

Это сложный навык, который, как правило, есть у всех людей с хорошо развитым эмоциональным интеллектом и эмпатией. Поэтому лучше просто даже не пытаться это делать специально.

Представьте ситуацию, ваш собеседник сидит в закрытой позе, сложив руки на груди. Если вы повторите за ним, то вряд ли это поможет вам наладить контакт. Будут просто два человека, которые не хотят друг с другом разговаривать и вообще не понимают, что они тут делают. Что действительно стоит делать, так это стараться быть с собеседником на одном уровне глаз.

Используйте феномен «взаимной симпатии»

Симпатия

Доказано, когда человек думает, что нравится кому-то, у него начинают возникать взаимные чувства к этому человеку, появляется симпатия.

Был проведен интересный эксперимент. Испытуемым говорили, что они нравятся кому-то из остальной группы, хотя это была выдумка. Далее следовало общение между участниками группы.

Потом испытуемых спросили, кто из других людей им понравился больше всего. В подавляющем большинстве случаев они назвали тех же людей.

Залог успешного общения – искренний интерес и симпатия к собеседнику. Этого можно достигнуть, даже если вам этот человек не очень нравится, а вы не обладаете актерскими данными.

Секрет прост – найдите у собеседника черту, которой вы искренне восхищаетесь, вспомните его поступок, вызывающий уважение. Посмотрите на человека через призму именно этих мыслей и ваше отношение к нему изменится. Его подсознание это «поймет» и он начнет отвечать вам взаимностью.

Это далеко не все техники общения, но даже используя только их, вы значительно повысите шансы на выстраивание доверительного контакта с собеседником. Вы начнете подавать ему невербальные сигналы о том, что общение с вами безопасно и что вы можете его понять.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176467058
Умерли за год
57970356
Родились за год
142617336