05:50
Пробки:   2
$
101.9579
105.0457

Психология делового общения

Психология делового общения

Содержание

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, который включает обмен информацией, эмоциями и либо улучшает контакт между людьми, либо ухудшает его. Как правильно общаться в профессиональной среде и есть ли вообще какие-то правила?

Что такое общение на самом деле

Психология общения

Общение может быть непосредственным – когда люди находятся рядом друг с другом, либо опосредованным – через чаты, почту, служебные записки. Даже когда секретарь передает вам слова руководителя, это опосредованное общение с руководителем, зато непосредственное с секретарем, что бывает намного приятнее и менее тревожным.

Большинству кажется, что главная цель любого общения – это передача определенной информации. В реальности же люди общаются по разным причинам.

Потребность в безопасности

Когда люди находятся в ситуации неопределенности, человеческий контакт снижает ощущение тревоги. Это древний эволюционный механизм. Наши предки чувствовали большую безопасность находясь в племени.

Поэтому, если вы сидите у кабинета начальника и замечаете, что коллега, с которым вы никогда не общались, внезапно начал с вами разговор – он это делает, чтобы справиться со своей тревогой.

Некоторые люди используют этот метод с самого детства, даже не осознавая этого. Поэтому в коллективе появляется определенный тип личностей – которые разговором пытаются заполнить любую паузу или тишину. Обычно они имеют тревожный характер, даже если кажутся «весельчаками».

Потребность в обмене информацией

Общение – это способ передачи информации. Важно учитывать, что это осуществляется не только с помощью слов, но и через тембр голоса, манеру речи, выражение лица, язык тела, даже одежду и аксессуары.

По разным данным, от 70 до 80% информации человек получает именно через невербальное восприятие. Например, когда ваш коллега говорит, что уже заканчивает проект, при этом у него неестественно взвинчен голос, ваше подсознание скорее усомнится в его словах, чем поверит им.

Если человек рассказывает, что заключает сделки на несколько миллионов, но при этом носит часы с рынка, вы начнете подсознательно не доверять этому человеку, даже если не будете понимать почему.

Потребность в индивидуальности

Индивидуальность и стереотипность

Многие хотят быть не такими, как все. Но выяснить свое сходство или различие можно только через общение с этими «всеми». Значительная часть общения начинается только для того, чтобы собеседник оценил уникальность, непохожесть, признал заслуги, удивился удачным решениям, которые мы приняли.

И это может стать поводом для конфликта. Если человек начал общение с вами ради того, чтобы вы его похвалили, дали положительную оценку, а вы, погруженные в рабочие вопросы, сухо кивнули, он почувствует разочарование.

Это называется фрустрация потребности – желание не было удовлетворено, человек может почувствовать себя подавленным, обиженным, может счесть вас холодным и бесчувственным.

Избежать негативной реакции собеседника порой трудно, потому что у вас не всегда есть возможность понять истинную потребность человека и эмоционально включиться в общение. Зато если вы поняли, в чем человек нуждается на самом деле, давая ему это, вы можете заручиться его лояльностью. То есть понимание потребности собеседника помогает наладить с ним контакт.

Потребность в доминировании и подчинении

Потребность в доминировании

Общение – это способ продемонстрировать свою власть, статус, высокую социальную роль. Речь идет не только об общении с руководителем, который не решает вопросы, а наслаждается своим положением. Потребность в доминировании реализуется и между равными. Например:

  • когда человек настойчиво и публично критикует вас или вашу работу – критик всегда чувствует себя выше по статусу, у него улучшается самовосприятие;
  • когда человек покровительствует вам, дает советы, решает ваши проблемы – за этим тоже может стоять потребность показать, что он выше, опытнее, умнее;
  • когда «маленький» человек дает «большие» указания (синдром «вахтера») – например, скромному сотруднику поручили организовать праздник, и человек начал вести себя как грозный полководец, который всем раздает приказы;
  • когда человек «делает паузу» прежде, чем ответить на вашу просьбу – например, вы просите о помощи, но коллега, который уже принял решение, не дает ответ, как бы наслаждаясь вашей зависимостью от него.

Вторая потребность, которая идет в связке с доминированием – это подчинение. Людям порой нужно почувствовать себя ведомыми, отдать инициативу другому, снять с себя ответственность, в том числе, за принятие того или иного решения.

Это дает ощущение спокойствия, снимает психологическое напряжение и позволяет меньше бояться проблем, считая, что «Раз решение не мое, то и отвечать не мне».

Для некоторых людей потребность в подчинении является частью характера. Это любители компромиссов, которые патологически боятся конфликтов, никогда не проявляют инициативу и всегда голосуют как большинство.

Если общение происходит между 2 личностями, которые стремятся доминировать, это может крайне негативно сказаться на рабочем процессе и привести к конфликту. Их главной целью станет не решение проблемы, а поиск виноватого или выяснения кто главный.

Если общение происходит между 2 личностями, которые стремятся подчиняться, это тоже слабо помогает в решении рабочих проблем – им будет трудно принять решение в принципе.

Потребность в помощи и заботе

Потребность в заботе

Это тоже интересная мотивация для общения. Такие люди взаимодействуют с окружающими, будто всех готовы самоотверженно спасти, решить их проблемы, поддержать, пожалеть. Если потребность в заботе стала частью характера, то такого человека видно сразу:

  • он любит делать подарки, привозить всем незначительные сувениры;
  • он приносит на работу еду на всех, делает это торжественно и демонстративно приглашает обедать;
  • он с радостью соглашается на роль наставника, обучает новичков в коллективе;
  • ему важно получать одобрение, похвалу, ловить на себе благодарные взгляды.

Иногда причина такого общения – замещение. Человек не удовлетворил свою потребность в личной жизни, среди семьи, поэтому делает это в рабочем коллективе.

Особенности делового общения

Деловое взаимодействие

Взаимодействие в рабочей среде – это особая сфера психологии. Она затрагивает вопросы:

  • вертикального и горизонтального общения между сотрудниками;
  • принципы построения контакта внутри организации;
  • правила непосредственного общения – личной беседы или обмена информацией в рабочих чатах, онлайн-платформах;
  • правила передачи обратной связи (критики или одобрения);
  • правила и тактики ведения переговоров (как внутри организации, так и с внешними партнерами);
  • причины возникновения конфликтных ситуаций;
  • стратегии и техники выхода из конфликта и пр.

Деловое общение имеет ряд особенностей. Во-первых, у него всегда 2 цели: решение проблемы, связанной с конкретным делом, и решение проблемы, связанной со статусами участников общения.

Во-вторых, деловое общение – это взаимодействие не людей, а их социальных ролей, положения, социальных масок. Любой конфликт с коллегой отражается (положительно или отрицательно) на положении человека в коллективе в целом.

В-третьих, деловое общение имеет ряд ограничений:

  • человеку приходится следовать нормам, ритуалам и традициям, которые приняты в его коллективе;
  • человеку приходится действовать исходя не только из своих целей и желаний, но и из своего положения в этом коллективе, статуса, который у него есть;
  • человеку приходится контролировать свои эмоции и не выходить за рамки профессиональной этики – хотя это не всегда возможно.

Проявление эмоций

Вопрос приемлемой степени эмоциональности крайне неоднозначный. Это зависит от того, какая психологическая среда сложилась в конкретном коллективе, насколько в нем приемлемо неформальное общение.

Но эмоции, даже негативные, это не всегда плохо. Например, исследования (публикация «Personality and Social Psychology», 2001) выявили, что те сотрудники, которые выражают эмоции, в том числе и гнев, воспринимаются в коллективе как более компетентные. Они даже чаще получали повышение и прибавки.

Это не значит, что стоит начинать вести себя на рабочем месте агрессивно. Речь идет именно о ситуациях, когда недовольство было адекватно обстоятельствам и выражалось конструктивно, то есть без нападок на окружающих.

Умение высказать свою точку зрения, отсутствие желания для всех быть «хорошим» вызывает у людей положительный отклик и больше уважения.

Умение расположить к себе людей, с которыми вы работаете, важный навык общения. Это не только влияет на экологичность отношений, которые вы выстраиваете, но и позволяет продвигаться по службе.

Мы будем разбирать множество принципов общения, которые позволят вам выстроить доверительный контакт с сотрудниками. Но один прием можно использовать уже сейчас.

Если вы хотите выстроить хорошие отношения с человеком, в них нужно инвестировать свое время. Есть простой способ – узнайте у сотрудника какую-то личную информацию. Например, что он любит, какое у него хобби, мечта. Запомните это и периодически возвращайтесь к этой теме: «Как там твоя картина?», «Прошел тот уровень в игре?», «Как твоя собака перенесла такое жаркое лето? Все нормально?».

Такие незначительные детали играют большую роль в развитии отношений. Во-первых, человек осознает, что вы действительно его слушали и поняли. Во-вторых, ему приятно возвращаться к определенным темам. А если источник положительных эмоций – это вы, он начнет лучше к вам относиться, даже не задумываясь, почему он вдруг «потеплел».

Деловое общение – это не только взаимодействие по рабочим вопросам, это столкновение статусов, потребностей, социальных ролей. Правильно выстраивая такое общение, вы можете добиться популярности и уважения в коллективе и лояльности со стороны руководства.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8185967428
Умерли за год
4921150
Родились за год
12106900