- 1. Критика на работе: бессмысленная и беспощадная?
- 2. Как перестать бояться критики
- 2.1. Не воспринимайте критику на свой счет
- 2.2. Учитесь отделять конструктивную критику от неадекватной
- 2.3. Делайте паузу, прежде чем делать выводы
- 3. Как правильно критиковать других
- 4. Метод «бутерброда»: почему он не работает
Критика на рабочем месте
Трудно представить себе рабочий процесс, который полностью лишен критических замечаний. Нас критикует начальство, коллеги, мы сами критикуем и тех, и других. Нужно ли это делать? Как научиться не бояться критики, а использовать ее в своих интересах?
Критика на работе: бессмысленная и беспощадная?
Критика на работе
Критика – это анализ и оценка чего-либо, которая включает аргументированные высказывания о положительных и отрицательных сторонах, а также предложения по улучшению.
Глядя на это определение, становится понятно, что критика крайне полезна. Она позволяет увидеть себя и свою работу со стороны, обратить внимание на сильные и слабые стороны. Благодаря критике можно найти наилучшие пути решения и избежать дальнейших ошибок.
Но это все в теории. На практике критику никто не любит. По мнению нейробиолога Кевина Оскнера (Колумбийский университет) среди коллег и начальства критику воспринимают максимум на 30%. Все остальное игнорируется, обесценивается, считается неважным, несерьезным, списывается на самодурство и некомпетентность критикующего.
Особенно это актуально в нашей стране, где нормальная работа воспринимается как само собой разумеющееся, а критиковать любят всех и каждого.
Есть несколько причин, почему у критики сложилась «плохая репутация»:
- люди не умеют критиковать правильно – часто критика походит на унижение или на «охоту на ведьм», перерастает в конфликт;
- люди воспринимают критику как угрозу своему эго, поэтому психологически не готовы ее воспринимать;
- люди используют критику не ради объективной обратной связи, а ради того, чтобы повысить свой социальный статус.
Мы стремимся занять определенное место в важных для нас социальных группах. Рабочая среда – это тоже важная группа. Критикуя другого человека, мы невольно ощущаем себя чуточку лучше, выше его, более квалифицированными.
Чтобы понять, насколько люди любят критиковать других, достаточно заглянуть в любую соцсеть и посмотреть, с каким удовольствием пользователи оставляют негативные комментарии, находя недостатки даже там, где их нет.
Но правильная критика полезна. Она не только помогает повышать эффективность работы, но и налаживать отношения между людьми. Чтобы научиться использовать любую критику в своих интересах, нужно обладать 2 навыками: правильно принимать критику и правильно критиковать другого человека.
Как перестать бояться критики
Восприятие критики
Невозможно все делать идеально, как и невозможно никогда не ошибаться. Поэтому критика других людей – это нормальная часть рабочего процесса. Когда кто-то высказывается негативно о вас или о вашей работе, у вас есть 2 варианта – либо использовать это в своих интересах, либо позволять ей себе вредить.
Если обижаться на критика, расстраиваться, начинать сомневаться в себе или просто игнорировать замечания – значит позволять воздействовать на себя негативно. В переживаниях мало смысла. Они требуют много энергии и времени.
Критика, даже высказанная не в лучшей форме, может быть полезна. Ее польза будет зависеть только от вас. От того, как вы воспринимаете критику. Чтобы от нее была польза, постарайтесь придерживаться ряда принципов.
Не воспринимайте критику на свой счет
То, что говорят другие – не имеет к вам отношения. Максимум, это имеет отношение к вашей работе. А любую работу можно исправить. Минимум – критикующий с помощью негативных комментариев решает свои психологические проблемы.
Помните, другой человек знает вас настоящих лишь на 40%, все остальное – его мнение, стереотипы, собственные комплексы, которые он проецирует на вас.
Учитесь отделять конструктивную критику от неадекватной
Схема реагирования на критику
Важно не забывать, что критика – это не только обратная связь, но и способ людей повысить чувство собственного достоинства. Поэтому важно разбираться в том, насколько их высказывания объективны, прежде чем принимать или отвергать их.
Есть несколько факторов неадекватности критики:
- критик говорит на эмоциях, в порыве гнева или, наоборот, вы видите в его лице наслаждение и превосходство;
- критик загоняет вас в угол, не ведет диалог, а просто отчитывает, ему нет дела до ваших ответов;
- критик не может привести конкретные примеры ваших ошибок;
- критик сам не разбирается в вопросе, хотя всячески демонстрирует обратное.
Делайте паузу, прежде чем делать выводы
Когда вы слышите критику в свой адрес, это всегда вызывает эмоциональную реакцию, желание защищаться или нападать, отрицать правоту. Но эмоции – не лучший союзник в этом случае. Возьмите перерыв, успокойтесь, и только потом принимайтесь за анализ полученной информации:
- постарайтесь посмотреть на свою работу со стороны;
- обратитесь к мнению независимого человека;
- подумайте, что полезного вы можете взять из полученной информации;
- подумайте, с какими утверждениями критика вы не согласны и проанализируйте их более тщательно;
- подумайте, какие цели преследует критик – он действительно хочет вам помочь, поделиться своим мнением, или он хочет продемонстрировать свою компетентность, повысить свой статус.
Важно научиться не обижаться на критику. Каждый человек имеет право озвучивать свое мнение. У вас же есть право соглашаться с ним или нет. Возможно, обратная связь поможет вам повысить эффективность своей работы и улучшить отношения в коллективе. Главное, не позволять ей влиять на вашу самооценку.
Как правильно критиковать других
Правильная обратная связь
Умение давать обратную связь (пусть и негативную) – это крайне важный инструмент общения в профессиональной среде.
Многие боятся критиковать, потому что не хотят обидеть человека или не хотят испортить о себе впечатление. Но замалчивание – не лучшая стратегия, она не поможет человеку повысить эффективность своей работы, изменить отношение к чему-либо.
Помните, многие люди не осознают, что делают что-то не так. Критика может изменить ситуацию. А правильная критика – изменить ситуацию и не испортить отношения между людьми.
Умение правильно критиковать важно не только для того, чтобы не быть «плохим». Если вы даете неправильную обратную связь, человек просто не воспримет полученную информацию, он будет сконцентрирован на своих эмоциях, обидах, начнет защищаться, обесценивать ваше мнение, чтобы защитить свое эго.
5 принципов успешной критики:
- Выберите подходящий момент.
Если вы решили критически высказаться о действиях другого человека, делайте это всегда наедине с ним, в месте, где вас не услышат другие люди. Публичность критики – это фактор, который перечеркнет все ваши старания.
Прежде чем начать разговор, оцените состояние собеседника. Если человек находится в стрессе, у него плохое или подавленное настроение, говорить с ним просто не имеет смысла. В таком состоянии люди не воспринимают новую информацию. И то, что она будет для него неприятна, только усугубит ситуацию, ведь человек сразу начнет защищаться, даже путем «нападения».
- Оцените свой настрой.
Крайне важно оценить не только другого человека, но и себя. Четко осознайте, с какой целью вы решили раскритиковать работу другого человека: насколько объективен ваш взгляд и ради чего вы хотите его озвучить.
Если вы не тешите свое самолюбие, а действительно хотите помочь человеку, изменить ситуацию, важно сохранять доброжелательный настрой, быть готовым говорить с позиции равных. Причем даже если этот человек – ваш подчиненный.
Это не значит, что нужно игнорировать субординацию, заниматься панибратством и пр. Суть в том, чтобы в момент критики вы показали, что на одной стороне с подчиненным, что у вас общая цель – улучшить работу.
- Не переходите на личности.
Сохраняйте доброжелательный настрой
Никогда не критикуйте человека – давайте информацию только о его работе или поступках. Это один из главных принципов, который многие забывают.
Например, вместо фразы: «Вы очень недисциплинированны», лучше сказать: «На прошлой неделе вы опоздали 3 раза и меня это беспокоит». Вместо: «Вы плохо работаете», лучше сказать: «Последний ваш проект был не очень удачным, потому что…».
Если вы не затрагиваете личность человека, то его эго не чувствует опасности, поэтому не активизирует психологическую защиту. Такой человек, хоть и расстроится из-за критики, но сможет принять информацию и проанализировать.
- Будьте предельно конкретны.
Если вы хотите, чтобы человек изменил свое поведение, следует избегать обобщений типа: «Всегда», «Постоянно», «Все», «Вечно». Не нужно говорить: «Вы плохо справляетесь», «Я вами недоволен», «Вы все делаете неправильно», «У нас так непринято».
Всегда исходите из конкретных фактов: «В последнем отчете вы допустили такие-то ошибки и меня это беспокоит».
- Снизьте эмоции до минимума.
В комплиментах эмоции важны, в критике – опасны. Ваша негативная обратная связь должна быть сухим изложением фактов, рациональных доводов и путей решения. Не повышайте голос, не язвите, не позволяйте себе издевки или сарказм. Сохраняйте профессионализм и рабочий настрой.
Эмоции можно использовать только когда вы предлагаете варианты решения и говорите о своих переживаниях, а не когда вы указываете человеку на его ошибки.
Метод «бутерброда»: почему он не работает
Метод «бутерброда»
Долгое время считалось, что выявлена идеальная техника передачи негативной информации. Она получила название метод «бутерброда», которая выражалась в простой формуле: «похвала–критика–похвала».
То есть сначала нужно было отметить что-то хорошее в работе человека, потом недостатки, а завершить разговор снова на положительной ноте. Сама по себе техника полезна и во многих случаях работает, но у нее есть свои недостатки:
- люди надумывают комплименты, говорят их слишком много, поэтому человек начинает думать, что он все делает правильно;
- люди, особенно руководство, так часто используют метод «бутерброда», что сотрудники уже ждут, что за любой похвалой последует неприятная критика;
- люди скорее запоминают начало и конец разговора (в психологии это называется «феномен края»), поэтому часто не придают большого значения критики.
Несмотря на то, что метод «бутерброда» бывает полезным, не стоит полагаться на него слишком сильно. Он удобен для людей, которым тяжело критиковать других, но недостаточно действенен в общении.
Когда вы критикуете, необходимо использовать рациональный подход и честность. Поскольку критика – это озвучивание и плюсов, и минусов, отмечайте, что вам понравилось в работе, что вы считаете полезным и правильным. Также честно говорите о том, что считаете неверным, предлагайте совместно найти решение, подчеркивайте, что озвучиваете лишь свое мнение.
В таком случае критика перестанет быть чем-то негативным и вызывать враждебное отношение. Она – просто способ передачи информации, которая направлена на улучшение рабочего процесса в коллективе.