07:57
Пробки:   6
$
103.9500
110.4804

Психология делового общения

7 навыков правильного построения общения

Содержание

Навык общения полезен не только при взаимодействии во время переговоров. Он необходим, чтобы правильно понять коллегу, руководителя, подчиненных. Как правильно построить разговор, чтобы с собеседником возник доверительный контакт? Есть 7 универсальных советов.

Попросите о помощи

Просите помощи

Желая получить расположение кого-то, люди используют очевидный метод – предлагают помощь. Но мало кто знает, что более действенным будет прямо противоположная техника – нужно попросить о помощи.

Это называется эффектом Бенджамина Франклина. Когда вы помогаете какому-то человеку, у вас невольно возникает к нему симпатия, желание содействовать.

Вы наверняка замечали это на своем опыте. Например, когда кто-то спрашивает у вас дорогу, вы невольно начинаете думать об этом человеке, следить, туда ли он повернул. Когда в общественном транспорте у вас спрашивают, на какой остановке выйти, вы будете следить взглядом за этим человеком, даже, возможно, предупредите, что его остановка – следующая.

Этот же механизм срабатывает и в общении с коллегами. Если вы попросите о помощи, незначительном одолжении, человек станет к вам более расположенным и открытым. Конечно, эта помощь должна быть не обременительной для него. Занимать деньги или просить сделать работу за вас – не лучшая стратегия для формирования контакта.

А вот во время переговоров попросить ручку у потенциального бизнес-партнера – вполне помогает расположить его к себе.

Не старайтесь быть идеальными

Проявление индивидуальности

Если для человека важно общение с кем-то, он старается произвести наилучшее впечатление, показать себя с хорошей стороны. Но такая стратегия чаще приводит к прямо противоположному результату.

Идеальных людей не любят. Причина достаточно очевидна – человек невольно сравнивает себя с другими. И если на их фоне он «проигрывает», это может вызвать неприязнь и желание избегать общения.

Порой полезно признаваться в своих недостатках. Они есть у всех. Когда вы рассказываете о чем-то, собеседник, благодаря зеркальным нейронам, может поставить себя на ваше место. Более того, он может вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни. И это может стать для вас точкой соприкосновения, чем-то общим.

Собеседник невольно подумает: «Он такой же, как и я». А это – уже фактическая победа, потому что наш мозг эволюционно делит людей на «своих» и «чужих». Своим можно доверять, на них можно положиться. Чужие – всегда «враги», которые представляют угрозу.

Но с откровениями о себе и признаниями в ошибках нужно соблюдать ряд правил:

  • информация, которую вы даете, не может стать поводом для сплетен и насмешек;
  • ошибки не должны дискредитировать вас как профессионала;
  • признания в ошибке или неудаче должны быть понятны собеседнику, не затрагивать этических или моральных норм.

Научитесь навыку активного слушания

Умение слушать

У большинства людей, которые с вами начинают разговор, есть базовая потребность – быть услышанными. Им важно понять, что их действительно слышат, что их понимают. Именно те, кто нас слушают, вызывают желание продолжать общение.

Для того чтобы добиться этого, нужно не только реально слушать собеседника, но и продемонстрировать ему это. Для этого нужно учиться навыку активного слушания, который выражается в простых принципах:

  • во время беседы смотрите на человека, не отвлекайтесь на параллельные дела, в том числе на телефон;
  • не перебивайте собеседника и не прерывайте его мысль, даже если вам действительно есть что сказать – это вызовет у него ощущение, что ваша мысль ему не важна;
  • давайте обратную связь – кивайте, говорите, что понимаете его, даже просто «угу» будет более эффективным, чем каменное лицо и молчание;
  • задавайте уточняющие вопросы, так собеседник поймет, что вам действительно интересно;
  • резюмируйте фразами: «Я правильно понял, что…», «Вы имеете виду, что…», «То есть вы…» – так собеседник понимает, что вы правда стремитесь его понять правильно.

Помните «золотое» правило любого общения – хороший собеседник это, в первую очередь, хороший слушатель.

Учитесь говорить комплименты

Умение говорить комплименты

Людям нравится получать положительную обратную связь. Но лесть, особенно неискренняя – не поможет вам наладить контакт. Чтобы делать комплименты, которые действительно «работают», нужно задуматься, что вам нравится в собеседнике, за что вы его уважаете, и озвучить это.

Многим трудно делать комплименты. Наличие этого навыка зависит от того, какое было принято общение в семье. Но научиться этому несложно.

Если вы заметили нечто положительное в человеке, нужно ему просто об этом сказать. Не обязательно делать это в открытой форме, например: «Я восхищаюсь твоей профессиональными знаниями». Можно сказать проще: «Как ты так много знаешь», «Мне бы твои знания!» и пр.

Среди коллег в равной степени эффективными будут комплименты о личностных качествах и о профессиональных. А вот комплименты о внешности следует использовать с большой осторожностью, чтобы это не выглядело как заигрывание.

Ищите точки соприкосновения

Экспериментально было доказано, что люди, которые обнаруживали схожие взгляды на какие-либо вопросы или темы, быстрее чувствовали друг к другу симпатию, между ними формировался доверительный контакт (исследования Теодора Ньюкомба). Это называется эффект притяжения–сходства.

Когда какой-то человек разделяет наши взгляды, он воспринимается как «свой», появляется ощущение: «Он может меня понять, я ему доверяю».

На практике использовать этот эффект легко. Достаточно слушать собеседника. Если вы действительно разделяете его взгляды, то важно не стесняться это показывать, даже если тема разговора не относится к существу дела.

Например, вы можете обнаружить, что из одного города, что болеете за одну спортивную команду, любите одного автора, играете в одну онлайн-игру или предпочитаете продукты одного бренда. Озвучив это, вы вызовете симпатию у собеседника, даже если находитесь на деловых переговорах.

Не думайте за другого человека

Не думайте за других

Большая часть проблем в коммуникации возникает из-за того, что люди привыкли додумывать за других мотивы их поведения, проецировать на собеседника своих страхи и сомнения. Проблема в том, что никогда нельзя заранее понять, насколько ваше мнение о поведении другого соответствует действительности, а насколько продиктовано внутренними противоречиями и стереотипами.

Единственный способ справиться с этой проблемой – это априори считать, что ваше мнение принадлежит только вам. Воспринимайте его как гипотезу, которая требует доказательств.

Чтобы проверить эту гипотезу можно использовать несколько вариантов:

  • озвучить свои мысли собеседнику и попросить уточнить, правильно ли вы его поняли;
  • рассказать о своих опасениях и послушать, как он на них реагирует;
  • оценить, давал ли собеседник реальные поводы для ваших мыслей или они продиктованы установками, стереотипами и ожиданиями;
  • не бояться признавать, что вы чего-то не поняли или уточнять, поняли ли вы собеседника правильно.

Подобные действия не гарантируют, что человек будет говорить вам правду и не введет в заблуждение. Но основная цель не в этом, а в том, чтобы выстроить доверительный контакт. И она точно будет достигнута, потому что собеседник начнет понимать ваши опасения, замечать, что вы действительно его слушаете и хотите внести ясность в общение.

Этот метод не работает, когда вы общаетесь с токсичным человеком или когда он намеренно хочет ввести вас в заблуждение. Но метод помогает, когда вы выстраиваете общение с коллегами, подчиненными или руководством.

Поговорите о собеседнике

Поговорите о собеседнике

Исследования Гарварда, проводимые с помощью функциональной МРТ, выявили как мозг человека реагирует на разные темы общения. Оказалось, что, когда человек говорит о себе или озвучивает свои взгляды на определенную проблему, у него активизируются те области мозга, которые отвечают за мотивацию и вознаграждения.

Говоря простыми словами, если вы позволяете собеседнику говорить о себе, он ощущает удовольствие и готов действовать. А еще ему начинает нравиться с вами общаться.

Обычно в беседе люди предпочитают говорить о себе, но не дают такой возможности собеседнику. Если ваша цель наладить доверительный контакт, то лучше задавать вопросы о нем, интересоваться его мнением.

Эти 7 приемов – азы эффективного общения в бизнес-среде. Благодаря им вы не только сможете расположить к себе человека, но и выстроить с ним длительные отношения, вызвать симпатию и желание доверять вам.

Преподаватели знают, что вопрос правильной постановки цели выходит за рамки учебной программы и что умение это делать свидетельствует о новом, достойном внимания поведения личности как о результате всего процесса обучения. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8174583583
Умерли за год
56680461
Родились за год
139443966