02:31
Пробки:   7
$

Психология рекламы

Позитивные эмоции в рекламе

Содержание

Эмоции, на которые опирается ваша реклама – это сильнейший рычаг воздействия на целевую аудиторию. Все ли позитивные эмоции продвигают ваш товар? Какие из позитивных эмоций имеют больший эффект, а какие делают рекламу посредственной?

Радость и счастье

Реклама «Coca-Cola»

Если любого психолога спросить, знает ли он, к чему стремятся все без исключения люди, он даст незамедлительный ответ – мы все хотим быть счастливыми. Другой вопрос в том, что в понятие «счастье» каждый вкладывает свой смысл. Но эмоция радости, удовольствия, удовлетворенности – это индикаторы для человека, которые говорят: «Все хорошо, так и продолжай».

Позитивные эмоции счастья и радости – самые распространенные в рекламе. Суть их использования проста. Герой рекламы использует рекламируемый продукт и становится счастливым.

Продукт помогает ему:

  • удовлетворить какую-то потребность – в безопасности, роскоши, престиже, близости, комфорте, славе и пр.;
  • решить проблему – в этому случае у целевой аудитории уже есть какая-то неразрешенная ситуация, а счастье и радость возникают, потому что продукт решил проблему («Вы одиноки? Воспользуйтесь нашим приложением и найдите свою любовь», «Похудейте с нашей системой здорового питания», «Делайте ставки на спорт и богатейте»);
  • избежать неудовольствия (грусти, боли, несчастья, тоски, одиночества, унижения, стыда) – реклама говорит о гипотетической или реальной угрозе в будущем и дает способ ее избежать, то есть испытать ощущение спокойствия и чувство «Я молодец, я все предугадал».

С эмоцией радости в рекламе все достаточно очевидно, герои испытывают позитивные чувства, мелькает ваш товар – закрепляется ассоциативная связь.

Плюс использования этой эмоции в том, что она всегда работает.

Минус – не факт, что вы сможете привлечь внимание потенциального потребителя. Подавляющее большинство рекламщиков их использует в своей работе. Чтобы выделиться из общей массы – ваша реклама должна быть действительно неожиданной, креативной и запоминающейся.

Любопытство

Любопытство как стимул в рекламе

Мы закончили с банальными радостью и счастьем и перешли к чему-то более редкому и интригующему – к любопытству.

Любопытство – это одна из самых значимых потребностей человека. Более того, любопытство, как эмоцию, испытывают многие животные. Игра на любопытстве точно привлечет внимание целевой аудитории и заставит их предпринимать активные действия: искать ваш товар, информацию о нем, заходить в ваш магазин, покупать товар и пр.

Есть множество аспектов, которые играют на пользу использования любопытства в рекламе, вот некоторые из них:

  • Незавершенное действие.

Это называется «Эффект Зейгарник»: человек лучше запоминает незавершенные задачи, больше о них думает, ищет ответы.

Простой пример – если вы не отгадали загадку, которую вам озвучил племянник, вы будете еще несколько дней о ней думать, а если вы загадку решили, вы о ней сразу забудете.

Племянник, который любит загадки

  • Стремление к законченности.

Если в вашей рекламе есть недосказанность, интрига, вопрос, который остался без ответа, это вызывает в психике человека чувство неудовлетворенности и побуждает его расставить все «точки над i», психика стремится к целостности и окончанию.

  • Потребность в познании.

Одной из высших психологических потребностей является познание, причем в любой его форме. И странно, что рекламщики так редко этим пользуются, ведь процесс познания связан с выработкой одного из самых важных нейромедиаторов – дофамина. Он вызывает ощущение счастья и удовлетворения.

Дофамин, помимо всего прочего, вырабатывается в момент, когда человек покупает что-то новое, узнает что-то новое, занимается творчеством, то есть создает что-то новое (IKEA это хорошо понимает, поэтому стол, собранный своими руками, вызывает больше эмоций).

Когда реклама вызывает любопытство, задает вопросы, а не дает готовые ответы, человек обращает на нее внимание и предпринимает действия, чтобы эти ответы найти, он получает удовольствие от познания, получения информации.

  • Активность, а не воображение.

Когда реклама демонстрирует картинки счастливой жизни – это не всегда приводит к активной деятельности. Дело в том, что все люди любят мечтать, это приносит им удовольствие, но делает их пассивными.

Простой пример. Девушка, когда мечтает похудеть, представляет, какой будет ее «стройная жизнь». И в этот момент она уже испытывает положительные эмоции, в ее организме вырабатываются «гармони радости».

При этом, ей ничего не надо делать – только воображать и уже получать удовлетворение. Именно мечты останавливают нас от смены образа жизни, работы, места жительства. Мы мечтаем – и мы уже счастливы. С любопытством такого не происходит.

Любопытство – это не только позитивная эмоция, она еще и сильно энергетически заряженная.

Когда человек испытывает любопытство, он хочет получить ответы на поставленные вопросы. Ему недостаточно придумать или вообразить ответ, он хочет знать наверняка.

Поэтому люди заканчивают длинные онлайн-тесты по психологии, даже если те кажутся очевидными. Нужно знать точный ответ, подтвердить свою правоту.

Если ваша реклама и ваш товар вызвали любопытство, это значительно повысит шанс того, что потенциальный потребитель захочет это любопытство удовлетворить.

Гордость и зависть

Зависть как стимул в рекламе

В рекламе чувство гордости – это положительное переживание, которое основано на ощущении удовлетворенности собой, своими поступками, решениями.

Гордость сильная эмоция, потому что она направлена не на товар, а на самого человека, она влияет на его самооценку. А самооценка – это важнейшая составляющая личности.

Мы хотим гордиться своей работой, партнером, детьми, своим домом, городом, страной. Гордость во многом связана с социальным статусом человека, то есть с тем, как его воспринимают другие. Просто добиться чего-то – приятно. Но добиться чего-то так, чтобы все об этом узнали и оценили – приятнее вдвойне.

Гордость особенно полезна, когда:

  • вы рекламируете статусный товар, приобретение которого поднимает человека на новый уровень – это все вещи премиум-класса;
  • вы рекламируете товар, приобретение которого дает человеку ощущение «Я молодец» или «Я хороший человек», что особенно актуально при благотворительности, защите окружающей среды и пр.;
  • вы рекламируете товар, приобретение которого заставляет человека ассоциировать себя с какой-то значимой для него социальной группой или с человеком высокого статуса: «Я купил эко-пакет – я забочусь об окружающей среде», «У меня часы, как у Путина…» и пр.

Зависть и гордость – это чувства, которые практически амбивалентны друг другу, но имеют схожую основу. Человек завидует тем, у кого есть то, чего нет у него, поэтому хочет приобрести товар. В момент приобретения и пользования он будет испытывать гордость.

Ощущение смысла жизни

Реклама «Nike»

Это не совсем эмоция, точнее, пока для нее нет четкого названия. Но это не умоляет ее ценности и степени влияния на поведение потребителя.

Согласно последним исследованием, поиск смысла жизни важнее, чем поиск счастья. Людям, которые ощущают пустоту, бессмысленность жизни, депрессию, апатию, на самом деле помогает не ощущение радости, а ощущение того, что в их жизни появился какой-то смысл.

Это достаточно сложная тема, которая не популяризирована, поэтому о ней мало кто знает. Счастье – это мимолетные мгновения, они непродолжительны и непостоянны. А наличие смысла жизни – это то, что дает опору человеку, вызывает в нем активность, уверенность в себе и готовность преодолевать трудности.

Преимущества для рекламщиков в том, что это сильная эмоция, которая мотивирует к действию. К тому же, на смысле жизни «играет» не так много рекламы, что позволяет выделяться на фоне конкурентов. При этом, «удар» по смыслу жизни оказывает мощное воздействие.

Смысл жизни человек находит в детях, в призвании, в работе, в помощи другим людям, животным, защите окружающей среды, в творческой реализации, в изобретениях и инновациях, в дружбе, в любви, в заботе о семье и близких, в том, чтобы быть хорошим человеком и пр.

Как именно можно использовать смысл жизни? Ведь это трудное переживание. Как его отразить в рекламе и всем ли брендам это подходит?

Реклама и смысл жизни

Есть 3 простых способа влиять на ощущение смысла жизни у целевой аудитории:

  • через бренд, который дает смысл жизни – проще всего, когда ваша компания затрагивает глубинные ценности человека: «Спасем планету», «Мир во всем мире» и пр.;
  • через товар, который помогает обрести смысл жизни – это вещи, которые помогают человеку достигать определенных жизненных целей: снаряжение для того, чтобы подняться на Эверест, путевка в Париж («увидеть Париж и умереть»), краски, которые помогут написать вторую «Мону Лизу», лечение, которое помогает зачать ребенка и пр.;
  • через товар, который высвобождает время для смысла жизни – это совершенно обыденные товары, которые позволяют человеку заниматься тем, что для него действительно важно: «Хватит тратить время на уборку, пишите свои шедевры, а все остальное оставьте нашему пылесосу».

Восторг

Это вся реклама, которая построена на WOW-эффекте. Восторг – это чувство радости, которое сочетается с удивлением. Человек не думал, что испытает такие яркие эмоции, они стали для него неожиданностью.

Восторг – хорошая эмоция для привлечения внимания и стимулирования продаж. Ее используют гораздо реже, чем радость, поэтому эта эмоция не «замылена». Она выходит из привычного спектра чувств, потому что в жизни людей (даже позитивных и счастливых) восторга не так много.

Ненависть (а она что тут делает?)

Ненависть в рекламе

Странно читать о ненависти в теме позитивных эмоций в рекламе. Ненависть – это негативная эмоция, которая отражает стойкое отвращение или неприятие чего-либо. Ненависть часто становится крайней степенью раздражения, гнева, ярости.

Чаще всего ненависть используют в политической рекламе, с целью вызвать резко негативные чувства по отношению к конкурентам и это не очень этично. Реклама – это мощное средство влияния на социум, поэтому так важно учитывать морально-этические нормы при ее создании.

Но ненависть, как эмоцию, можно обыгрывать и в позитивном ключе. Самый распространенный способ – осознание «врага», которого надо победить: простуду, бактерии, микробов в унитазе, мошенников, которые хотят украсть ваши сбережения.

Рекламируемый товар или услуга становятся средством победы над врагом, а покупатель в этом случае становится героем, который получает определенную «награду». То есть даже использование ненависти к чему-либо вызывает у целевой аудитории положительные эмоции: радость, восторг, чувство превосходства, гордость, ощущение «Я молодец».

Положительные эмоции – это стимул для создания имиджа вашего бренда, повышения уровня лояльности к нему, а также увеличения продаж вашего продукта. Чтобы их использовать нужно четко осознавать, какую именно эмоцию вы хотите вызвать и почему.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8194250593
Умерли за год
10593863
Родились за год
26062778