- 1. Для чего и когда проводится оценка персонала
- 1.1. Оценка персонала и аттестация: есть ли разница
- 1.2. Для чего проводить оценку персонала
- 1.3. Когда проводится оценка
- 2. Подводные камни при оценке персонала
- 2.1. Критерии оценки
- 3. Техники и методики оценки персонала
- 3.1. Качественные методы
- 3.2. Количественные методы
- 3.3. Комбинированные методы
- 3.4. Современные методы оценки персонала
- 3.5. Анализ результатов
- 4. Кейсы для оценки персонала в разных сферах деятельности.
Оценка персонала
В успешной компании сотрудники должны находиться на своих местах, понимать задачи и выполнять их. Сделать правильные выводы по каждому работнику сложно, поэтому требуется комплексный подход и анализ.
Для чего и когда проводится оценка персонала
Оценка персонала – это анализ работников, как профессионалов и отдельных личностей. При этом учитываются цели и задачи организации, соответствие им штатным сотрудникам. Периодическое проведение такой процедуры показывает, соответствует ли уровень заработной платы работника его вкладу в развитие организации.
Периодическая оценка персонала позволяет не допускать спад эффективности компании
Чтобы компания оставалась эффективной, не уходила в минус, необходимо создать условия, при которых каждый работник будет соответствовать занимаемой должности.
Оценка персонала и аттестация: есть ли разница
Хотя два понятия «оценка» и «аттестация» персонала часто ставят вместе или, наоборот, противопоставляют, это не совсем правильно. Процессы близки, но не взаимозаменяемы, одно дополняет другое.
Аттестация – это одна из форм оценки персонала, когда проверяют практические навыки и теоретические знания работников. Это позволяет определить соответствие персонала его должности.
Оценка – это анализ компетенций сотрудников, который позволит сделать вывод об их эффективности, принять решение о необходимости внедрения программ обучения для действующего и нового персонала.
Основное отличие аттестации от оценки в том, что она регулируется законом. Если выявится, что работник не обладает определенными знаниями, навыками, работодатель имеет право уволить его на этом основании. В то же время выводы, полученные в результате оценки персонала, не могут послужить поводом для увольнения или понижения в должности.
Для чего проводить оценку персонала
Оценка персонала полезна как сотрудникам, так и руководству. Она позволит определить компетенции специалистов, принять решение о необходимости внедрения мотивационной программы.
Преимущества для сотрудников:
- их достижения будут замечены и оценены;
- станет понятно, как повысить эффективность своей работы;
- не будет хаоса, проблем с организацией рабочего времени.
Плюсы оценки для компании:
- понятно, какие изменения в структуре необходимы, чтобы каждый сотрудник был на своем месте;
- возможность выявить слабые стороны персонала, мотивировать их, увеличить производительность труда;
- руководитель сможет контролировать эффективность использования ресурсов;
- возможность выявить недостатки мотивационной системы и усовершенствовать ее.
На основе результатов оценки персонала можно принять следующие важные решения:
- Набрать кадры для резерва, которые в дальнейшем смогут прокачать навыки и стать руководителями.
- Сформировать матрицу продвижения – сводку, где подробно расписаны все схожие и отличительные черты должностей.
- Разработать систему обучения, чтобы сотрудники могли постоянно повышать квалификацию. Для этого компания может заключать договора с учебными организациями, наладить систему обмена кадрами.
- Разработать чек-листы, которые будут актуальны для конкретной компании, и соответствовать компетенциям персонала.
Когда проводится оценка
В современных условиях руководители считают, что целесообразно проводит оценку персонала в трех случаях:
- Планово (не чаще 1 раза в 3-5 лет).
Как правило, инициатива больше исходит от государства, регулируется законом. Для сотрудников штата проводится аттестация, тестирование, о котором предупреждают заранее. Выявляются проблемы в знаниях работников, что может послужить поводом либо для обучения, либо для увольнения, понижения в должности.
- Разово.
Касается не всех сотрудников, а одного-двух человек. Целесообразно, когда руководство решает, увольнять (повышать) работника или нет.
- В случае возникновения кризисной ситуации.
Проводится, когда замечено ухудшение показателей компании. Оценка может быть как групповой (всех работников), так и индивидуальной (отдельных кадров).
Зачастую именно кризис в компании побуждает проводить оценку персонала
Подводные камни при оценке персонала
Принять решение об оценке персонала недостаточно. Важно подготовиться к работе, выбрать инструменты, привлечь специалистов, изучить этапы проведения оценки и их особенности. Без подводных камней не обойтись, но если их заранее изучить, можно учесть все и не допустить ошибок.
- Привлечение экспертов
Некоторые компании считают, что к оценке можно привлечь коллег из этой же отрасли, однако в таком случае велик риск предвзятого отношения. Целесообразно нанять менеджера по подбору и обучению персонала.
- Взаимодействие с сотрудниками
О проведении оценки важно сообщать заранее, чтобы не ставить всех сотрудников перед фактом, не вызывать лишние волнения в коллективе. По завершении анализа – давать обратную связь, иначе смысла в нем нет.
- Выбор методики оценки
Методик достаточно много, поэтому важно изучить каждую из них и выбрать подходящую именно для конкретной компании. Не все техники подходят для всеобщего использования.
Критерии оценки
Выделяют 5 основных критериев, которые лежат в основе анализа персонала:
- Знания и практические навыки (hard skills). Считается самым простым и понятным критерием. Проверяется с помощью экзаменов, тестов, сдачи нормативов. В ходе сотрудничества также становится понятно, справляется ли специалист с выданным объемом работы, возникают ли трудности в рабочих буднях.
- Личностные качества работника (soft skills). Выявляет, находится ли человек на своем месте или ему не комфортно в должности. Например, экстраверту предпочтительнее давать работу с людьми, чем с бумагами в архивах. Оценка по этому критерию дает возможность понять, как сотрудник ведет себя с коллективом.
- Оценка работников узкой специализации. Этот пункт относится к анализу руководящих должностей, менеджерам, бухгалтерам и другим узконаправленным специалистам. Методики, которые используются для них, могут не подойти другим категориям работников.
- Результативность. Заключается в сравнении цифр в плане работы и в действительности. Если значения сильно различаются в меньшую сторону, есть недочет, который мешает выполнять задачи. Важно разобраться в этом, а не просто принять как факт. Возможно, пересмотреть план, сделать его более реальным, достижимым.
- Вовлеченность сотрудника в жизнь компании. Этот показатель не является определяющим фактором, но некоторые руководители считают его значимым. Считается: если сотрудник лоялен, вовлечен, меньше риск, что он уволится из организации.
Сотрудники оцениваются с разных сторон: как по личным, так и профессиональным качествам, результативности
Техники и методики оценки персонала
Определено три основные методики, позволяющие провести анализ и сделать выводы о работе персонала в компании. Уже от них идут все остальные подвиды.
Качественные методы
Ориентируются на личностных качествах сотрудников, их поведении. Важны не цифры и статистика, а оценка ситуации в целом. Среди качественных методов выделяют:
- 360 градусов – оценка с разных сторон с привлечением коллег, руководства, друзей и знакомых, клиентов компании, сам человек также себя оценивает;
- систематизация произвольных характеристик – заключается в том, чтобы выделить несколько самых «ярких» удач и неудач на работе, сформировать их в систему, посмотреть каких моментов было больше;
- матрица – для этого взять конкретную должность, описать все качества, которыми должен обладать претендент на нее. Затем взять конкретного человека, который на данный момент занимает должность, и описать все его качества. Сравнить полученные результаты.
- коллективная дискуссия – общий сбор (руководитель, эксперт по персоналу и сотрудник) и обсуждение работы сотрудника.
- оценка руководителем – этот способ сложнее, поскольку предполагает анализ одним человеком, который должен быть беспристрастным и честно ответить, справляется ли сотрудник с задачами.
Количественные методы
К этому способу больше доверия, поскольку он опирается на цифры. Выделют следующие методы:
- Ранговый. Расположение сотрудников от самого эффективного до неэффективного в течение определенного промежутка времени. Особое внимание уделить тем, кто оказался внизу списка (предложить обучение, делегировать от них часть работы).
- Оценка баллами. В течение месяца выставлять баллы каждому, кто достиг успехов в своей сфере деятельности. Чем выше результат, тем лучше.
- Сводная оценка баллами. Выставление баллов сотрудникам не только по рабочим моментам, но и другим критериям. По итогу их суммируют, выводят рейтинг.
Комбинированные методы
Комплексная оценка сочетает в себе два предыдущих метода, считается наиболее достоверной. Выделют следующие методы:
- Сумма оценок. Составить список показателей, которые необходимы для «идеального» сотрудника и отдельный список с характеристиками действующего работника. Дать оценку по каждому критерию в обоих случаях, сравнить результаты.
- Группировка. Объединение сотрудников по группам: от самых сильных, трудоспособных до менее эффективных.
- Тестирование. Оценка по итогам выполненных работ.
Современные методы оценки персонала
В современных условиях чаще используются методики:
- Аттестация – экзамен. Включает в себя комплексную оценку профессиональных, личных качеств, результатов работы в ближайшее время. Порядок проведения строго контролируется документами. Критерии определяются, как единый стандарт. Аттестацию не могут проходить беременные женщины, ТОП-менеджеры компании и лица, работающие менее 1 года.
- Деловые игры. Оценка компетенций происходит в игровой форме. Задается ситуация, которая была или может возникнуть у работников компании. Необходимо предложить и объяснить пути решения. Проверяется способность быстро ориентироваться, принимать важные решения, поэтому лучше моделировать сложную ситуацию.
Определить, как работники решают сложные ситуации, можно даже в формате игры
- Интервью. Основан на вопросах и ответах по работе. Как правило, нет структуры, вопросы могут оказаться неожиданными для сотрудника.
- Ассессмент-центр. Наиболее сложная углубленная методика, применимая в крупных компаниях. Состоит из трех этапов. Первый – подготовительный – заключается в определении целей оценки и разработке дальнейшего плана действий. Далее важно продумать сценарий ассессмент-центра (тренинги, критерии, игры, интервью, дискуссии), применять его на практике. Проанализировать результат, составить отчет, обсудить его с сотрудниками.
Анализ результатов
«Ключевые показатели эффективности» (обозначается KPI) – это система, применяемая для оценивания работников на способность выполнять поставленные задачи. При этом учитываются реальные достижения, дается объективная оценка.
Оценка показателей проводится по трем уровням:
- базовый – начальный уровень, считается худшим результатом;
- нормальный – пороговое значение, которое точно должно быть для поддержания стабильности;
- идеальный – это точка, куда нужно стремиться.
Необходимо проанализировать результаты оценки персонала, чтобы обозначить показатели эффективности компании и стремиться к их улучшению
Оценивание поэтапно:
- Определяются сроки, объемы оценки – длится до 7 дней.
- Формируются критерии оценивания – до 14 дней.
- Составляется план оценки с указанием нюансов – до 14 дней.
- Проводится непосредственно сам анализ – до 2 дней.
Принципы при проведении честной оценки:
- Сообщать сотрудникам о любых результатах. Важно разбирать индивидуально положительные и отрицательные моменты, чтобы можно было их исправить.
- Не распространять чужим людям о результатах. Они должны быть известны только руководителю, самому сотруднику и менеджеру по работе с персоналом.
Кейсы для оценки персонала в разных сферах деятельности.
Кейс-тесты в оценке персонала – методика, основанная на преодолении сотрудником спорной ситуации, которая может возникнуть в работе.
Примеры:
- Смоделированная ситуация для оценки компетенций директора магазина.
Один из работников хозяйственного магазина постоянно опаздывает, берет отгулы по неуважительным причинам. При этом именно у него продажи идут лучше остальных работников магазина, которые график и другие правила соблюдают. В коллективе часто возникают конфликты, претензии.
Вопрос к директору: как построить беседу с успешным нарушителем? Как устранить напряженность в коллективе?
- Кейс для работника кадровой службы.
Пришла кандидат женщина 40 лет с опытом работы 20 лет, идеальным резюме с указанием всех профессиональным и личностных качеств, которые подходят данной компании. Ее речь грамотно построена, но внешний вид сомнительный: смятая одежда, неухоженные волосы, ногти, грязная обувь.
Вопрос для менеджера по персоналу: Чем может быть вызван визит на собеседование в таком виде? Какое решение (отказ/согласие) целесообразно принять в таком случае?